31/03/2017
Массачусетский Технологический институт

Абитуриент мечтает поступить в вуз, студент – сдать сессию и отдохнуть, а выпускник вуза – найти работу с хорошей зарплатой. Большую роль в трудоустройстве молодого специалиста играет то, в каком вузе он учился.
 
МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ
 
В новый «Рейтинг по трудоустройству выпускников вузов» британской компании Quacquarelli Symonds (http://www.topuniversities.com/university-rankings/employability-rankings/2017 ) вошли сразу семь российских университетов. МГУ и МГИМО находятся в нем в промежутке 101-150 (без указания точных номеров позиций). Тем не менее по конкретному показателю «Успешность выпускников» МГУ обозначен как третий в мире. А МГИМО вообще лидирует по показателю «Трудоустройство в первые 12 месяцев после окончания вуза», получив максимальное число баллов – 100. Также 100 баллов – по показателю «Организация взаимодействия работодателей со студентами» – получил НИТУ «МИСиС», определенный в общем рейтинге вместе с МФТИ и НИУ «Высшая школа экономики» в группу 201+.

Отметим, что в группе 151-200 упоминаются Санкт-Петербургский государственный университет и РЭУ им. Г.В.Плеханова.

В бесспорных лидерах по трудоустройству выпускников – вузы США: Стэнфордский университет и Массачусетский технологический институт. В десятку лучших также вошли Университет Цинхуа (КНР, 3 место), Сиднейский университет (Австралия, 4), Кембриджский университет (Великобритания, 5), Политехническая школа ParisTech (Франция, 6), Колумбийский университет (США, 7), Оксфордский университет (Великобритания, 8), Калифорнийский университет Беркли (США, 9) и Принстонский университет (США, 10).
 
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕЙТИНГИ
 
Отечественные рейтинги в первую пятерку единодушно ставят МГУ, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ и МГТУ им. Баумана. А направление «информационная безопасность» (10.00.00), которое с некоторых пор ввели во многих вузах, замыкает двадцатку лучших специальностей.

По данным одного из интернет-рейтингов, специальность «компьютерная безопасность» (10.05.01) представлена в 30 вузах, «информационная безопасность автоматизированных систем» (10.05.03) – в 42, «информационная безопасность телекоммуникационных систем» (10.05.02) – в 21, «информационно-аналитические системы безопасности» (10.05.04) – в 4. Бакалавриат по направлению «информационная безопасность» (10.03.01) открыт в 113 вузах, а «безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» преподают в 13 вузах. Специальность «Противодействие иностранным разведкам» можно получить в одном вузе – ИКСИ Академии ФСБ РФ.
 
НА ФОРУМАХ
 
Многочисленные комментаторы на интернет-форумах, посвященных ИБ, в ходе многостраничных дискуссий о том, учиться на «безопасника» или пойти на простого программиста и не мучится, часто сходятся в одном: качестве образования молодого безопасника, как правило, невысокое. В погоне за рейтингами вузы открывают новые специальности, но не имеют кадров и материально-технической базы для обучения на должном уровне. Конечно, со временем ситуация улучшается: закупаются компьютерные лаборатории, появляются опытные преподаватели, вуз налаживает сотрудничество с антивирусными компаниями, разработчиками ПО и интеграторами.

Меняется на форумах и мнение IT-специалистов о направлении ИБ. Еще шесть-восемь лет назад комментаторы говорили о безопасниках как о системных администраторах, отвечающих за установку антивирусов на компьютеры сотрудников и следящих за безопасностью компьютерных систем в IT-подразделении (чаще в «бумажной» форме), или как о людях из спецслужб, противодействующих хакерским атакам на сверхсекретные объекты. Редко кто давал подробный отчет о том, чем придется заниматься молодому ИБ-специалисту и какими знаниями надо владеть, чтобы стать высоким профессионалом. Карьерные и финансовые перспективы описывались смутно, чаще комментаторы-безопасники рассказывали об успехах бывших сокурсников в других сферах, далеких от ИБ.

Три-четыре года назад мнение форумчан изменилось кардинально: безопасники, выросшие из молодых специалистов, теперь делятся с подрастающим поколением опытом и учебы, и работы в сфере ИБ. Все комментаторы сходятся на том, что помимо знаний, которые дают преподаватели, необходимы самообразование и практический интерес к профессии. И что на старших курсах, за несколько месяцев практики под руководством опытных спецов они получили громадный опыт по защите информации в соответствии с требованиями регуляторов и спецслужб.

Многие на конкретных примерах рассказывают об успешных карьерах своих сокурсников в сфере ИБ. Форумчане призывают будущих коллег как можно раньше устроиться на работу по специальности и получить практические знания и навыки. Но многие по-прежнему отмечают, что есть немало случаев, когда компании экономят на ИБ и занимаются бумажной безопасностью. Есть и такие, кто заманивает молодых специалистов на работу, посильную только опытному дорогостоящему безопаснику, и платят как новичку.