Следующее государство, для которого мы проведём анализ законодательства в области информационной безопасности (далее — ИБ), — Азербайджанская Республика.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Официальное название государства — Азербайджанская Республика (далее — АР). Находится в восточной части Закавказья (Южного Кавказа) на побережье Каспийского моря, относится к Передней Азии, а также, по мнению некоторых источников, частично к Восточной Европе. Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика — эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.
Столица — город Баку. Государственный язык — азербайджанский.
Армения является членом ООН, ОБСЕ, Совета Европы, СНГ, ГУАМ, ОЭС, СНГ, Движения неприсоединения, Организации черноморского экономического сотрудничества, Организации исламского сотрудничества.
Органы, утверждающие и согласовывающие законы и подзаконные акты в области ИБ в стране: Президент Азербайджанской Республики, Центробанк Азербайджана.
Все рассмотренные в данной публикации документы имеют общереспубликанское значение и применяются для организации и обеспечения информационной
и кибербезопасности.
Государственная политика АР в сфере информационной безопасности и кибербезопасности регулируется следующими нормативными актами и развивается по направлениям, представленным в статье.
БАЗОВЫЕ АКТЫ
Базовыми актами, закрепляющими общие положения о доступе к информации, конфиденциальности и защите информации, являются следующие законы:
Закон АР от 3 апреля 1998 г. №460-IQ «Об информации, информатизации и защите информации»
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с формированием информационных резервов на основе создания, сбора, переработки, хранения, поиска, распространения информации, с созданием и использованием информационных систем, технологий, средств их обеспечения, защитой информации, и определяет права субъектов, участвующих в информационных процессах.
Закон вводит основные понятия, связанные с информацией, её обработкой и защитой. В частности, закон вводит понятие «конфиденциальной информации» как «сведения, получение которых ограничено в целях защиты законных интересов граждан, созданных независимо от формы собственности учреждений, предприятий и организаций, других юридических лиц, а также профессиональная (врачебная, адвокатская, нотариальная), коммерческая, следственная и судебная тайна». В российском законодательстве понятие «конфиденциальная информация» определяется в Федеральном законе № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» более широко и включает в себя также государственную тайну.
Закон АР от 11 мая 2010 г. № 998-IIIQ «О персональных данных»
Закон регулирует отношения, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных, формирование раздела персональных данных в национальном информационном пространстве, а также вопросы, связанные с трансграничной передачей персональных данных, устанавливает права и обязанности действующих в данной сфере государственных органов и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Закон определяет законодательные основы и общие принципы сбора, обработки и защиты персональных данных, правила и требования государственного регулирования в данной сфере, правила формирования персональных данных в информационных ресурсах, создания информационных систем, предоставления и передачи информации, права, обязанности и основы ответственности участвующих в данном процессе лиц, защите основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на сохранение тайны личной и семейной жизни.
Специфичным для Закона о персональных данных АР является наличие понятия «информационные ресурсы персональных данных», определяемого как информационные ресурсы, накопленные в установленном законодательством порядке и объёме в информационных системах персональных данных, а также в отдельности. В российском законодательстве понятие «ресурс персональных данных» определено только в документах комплекса стандартов по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС).
Также специфичным для Закона АР является понятие «индивидуальный идентификационный номер» — единый неповторимый код, присваиваемый в установленном порядке лицу, персональные данные о котором вносятся в информационные системы персональных данных, и позволяющий однозначно установить соответствующие сведения о лице.
Законом вводится понятие «персональные данные особой категории» как сведения, относящиеся к расовой или национальной принадлежности, семейной жизни, религиозному вероисповеданию и убеждениям, здоровью или судимости. Что схоже с российским понятием «специальная категория персональных данных».
Кроме понятия «оператор персональных данных», имеются понятия «собственник персональных данных» и «пользователь персональных данных», что расширяет круг участников процессов обработки персональных данных.
Понятие «обезличивание персональных данных» в Законе АР отличается от российского, определено как «приведение персональных данных в состояние, при котором невозможно определить их принадлежность субъекту», и фактически включает в себя и российский вариант обезличивания (фактически обратимый процесс), и процедуры анонимизации персональных данных, которые де-юре пока не определены в российском законодательстве.
В зависимости от вида доступа (получения) персональные данные в АР делятся на несколько категорий и подлежат различной защите.
Собственник или оператор должны осуществлять организационно-технические мероприятия, гарантирующие обеспечение защиты персональных данных (в том числе предотвращения их случайного и несанкционированного уничтожения, утраты, незаконного доступа, изменения и других случаев).
Биометрические персональные данные — это данные, характеризующие биологические особенности человеческого организма и позволяющие однозначно его определить: отпечатки пальцев и ладоней, изображение лица, сетчатка и радужная оболочка глаза, фрагменты голоса и его акустические параметры, результаты анализа дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), размеры тела, описание особых признаков и недостатков тела, почерк и подпись и другие.
Интересной является норма, определяющая право субъекта возражать против сбора и обработки персональных данных о нём, за исключением случаев, когда сбор и обработка данных носят принудительный характер в установленном законодательством порядке. Возражение субъекта должно быть представлено собственнику или оператору в письменном виде. Обоснование возражения субъекта не требуется. При получении данного возражения собственник или оператор должны незамедлительно прекратить сбор и обработку персональных данных. Как видим, Закон АР определяет также возможность принудительного сбора и обработки персональных данных в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке.
При сборе персональных данных собственник или оператор персональных данных обязан сообщить субъекту уровень защиты собираемых и обрабатываемых персональных данных в информационной системе, а также сведения о наличии сертификата соответствия на информационные системы и о прохождении ими государственной экспертизы. В российском законодательстве аналогичные нормы отсутствуют.
Президент АР 28 августа 2023 г. утвердил «Стратегии информационной и кибербезопасности Азербайджанской Республики на 2023–2027 годы». Документ является первой стратегией в Азербайджанской Республике в области информационной безопасности и кибербезопасности, стратегия в этой области определяет основные цели, принципы, направления и приоритетные задачи деятельности в стране, меры, связанные с повышением уровня национальной информационной безопасности, обеспечению безопасности критической инфраструктуры государственных и частных секторов. Стратегия предполагает формирование и ведение реестра рисков информационной безопасности и кибербезопасности, мониторинг событий информационной безопасности, определение и применение критериев обнаружения инцидентов и критических ситуаций, расширение областей применения искусственного интеллекта, усиление персональной защиты.
ТАЙНЫ
Тайны, определённые законодательством РА:
Закон АР от 16 января 2004 г. №590-IIQ «О банках» вводит «В соответствии с Гражданским кодексом Азербайджанской Республики банк обеспечивает тайну банковского счёта, операций и остатков по счетам, а также сведений о клиентах, в том числе сведений об именах клиентов, адресах, руководителях. Банк обеспечивает тайну сведений о наличии имущества клиентов в хранилище банка, сведений о владельцах такого имущества, характере и стоимости».
При анализе закона следует обратить внимание на ряд важных моментов. Из контекста данной статьи следует, что нормы Гражданского кодекса Азербайджана, регулирующие отношения в сфере банковской тайны, имеют приоритет над нормами Закона Азербайджанской Республики от 16 января 2004 г. № 590-IIQ «О банках», что делает последние вторичными по юридической силе.
Закон АР от 4 декабря 2001 г. №224-IIГ «О коммерческой тайне» вводит, что «коммерческая тайна — это сведения, связанные с производственной, технологической, управленческой, финансовой и другой деятельностью юридических и физических лиц, разглашение которых без согласия владельца может причинить ущерб их законным интересам» и «ноу-хау — сведения, отнесённые как результат умственной деятельности к коммерческой тайне, не охраняемые патентом согласно законодательству или по соображениям владельца».
РАСПОРЯЖЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 26 сентября 2018 года №508 был разработан и утверждён «План действий по внедрению международного стандарта ISO20022 в инфраструктуру Национальной платёжной системы Азербайджанской Республики».
Постановление Правления Центрального банка Азербайджанской Республики от 14 июля 2021 года № 20/1 «Об утверждении «Порядка управления информационной безопасностью в банках»
Документ, устанавливающий минимальные требования по информационной безопасности в банках страны с учётом требований стандартов ISO/IEC 2700X Международной организации по стандартизации, утверждён решением Правления Центрального банка и внесён в Государственный реестр правовых актов Азербайджана.
Новые правила содержат в себе механизмы безопасности человеческих ресурсов, управления активами, контроля доступа, криптографии, безопасности обмена информацией, обеспечения безопасности при приобретении, применении и поддержке информационных систем, защиты информационной безопасности в сервисных отношениях с внешними поставщиками, а также требования к управлению инцидентами информационной безопасности.
Постановление Правления Центрального Банка Азербайджанской Республики от 28 марта 2024 года № 14/2 «Об утверждении "Требований к обеспечению информационной безопасности субъектов, деятельность которых контролируется на финансовых рынках"»
Данное постановление определяет минимальные требования к информационной безопасности в банках, небанковских кредитных организациях, за исключением кредитных союзов, страховщиках, лицензируемых лицах на рынке ценных бумаг, управляющих акционерными инвестиционными фондами и инвестиционными фондами, национальном операторе почтовой связи, платёжных организациях, организациях электронных денег, операторах платёжных систем, кредитных бюро, центральном депозитарии.
Надеемся, что данная статья поможет вам не заблудиться в Законодательстве АР. Мы постарались облегчить путь изучения и применения на практике нормативных законов и подзаконных актов в области ИБ.
В следующем номере журнала мы продолжим обзор законодательства в области информационной безопасности других стран.