Содержание проекта заключается в информационно-просветительской деятельности об одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны - противостоянии криптографических служб СССР, союзников и фашистской Германии.
В рамках проекта проводятся лекции для школьников, готовятся тематические публикации в печатных и электронных СМИ, наглядные и методические материалы для школ.
Целевая аудитория была выбрана совершенно особенная. Ее ядро составили ученики средних и старших классов, проявляющие интерес и способности к математике, физике и информационным технологиям. Не секрет, что школьники, увлекающиеся информационными технологиями, в большей степени подвержены влиянию западной культуры, а она формирует весьма одностороннее представление и о научных достижениях, и о технологических факторах, повлиявших на ход Второй мировой войны. В этой связи мероприятия проекта были направлены на повышение осведомлённости школьников о реальных событиях интеллектуального противоборства в годы войны, на их патриотическое и гражданское воспитание.
В 2018-2019 гг. реализация проекта была поддержана грантом Президента Российской Федерации (№18-2-012576). По итогам независимой оценки, проведенной Фондом президентских грантов в 2020 году, проект «Криптографический фронт Великой Отечественной» признан успешно реализованным.
В свободном доступе размещены 5 статей по тематике проекта «Пионеры отечественной машинной криптографии», «Гигант радионженерной мысли», «Они ковали Победу», «Они ковали Победу - 2», «Шифры трех войн».
Исходя из основной целевой аудитории проекта сформирован перечень школ-партнеров проекта в гг. Воронеж, Москва, Калининград, Санкт-Петербург и Тамбов. С использованием архивных документов военного периода разработаны наглядные материалы и планы лекций, учитывающие при возможности особенности школ (характер военных действий в регионе, наличие и тематику школьных музеев и т.п.)
Проведена серия из 15 лекций для старшеклассников, суммарный охват – более 1300 школьников.
В выступлениях исторический контекст взаимоувязывался с технологическими аспектами деятельности криптографических служб первой половины ХХ века: ручные шифры, роторные шифрмашины, методы и средства шифрования речевых сообщений. Школьники узнали о вкладе подразделений шифрованной связи и радиоразведки, дешифровальных служб в победу под Москвой и на Курской дуге. Видеозаписи двух лекций размещены школами на своих сайтах (https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_49 и https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_41).
Отобранные для проведения лекций материалы послужили основой для создания наглядных пособий (стендов) «Успехи дешифровальной службы и принятие стратегических решений при обороне Москвы», «Вклад специальной службы в победу на Курской дуге» и «Академик В. А. Котельников и становление засекреченной телефонной связи», а также ещё трёх стендов с фотокопиями архивных шифрдокументов. Оригинал-макеты стендов доступны образовательным организациям для использования в военно-патриотической работе, в том числе для создания тематических экспозиций в школах. В сети Интернет размещена видеолекция Б.В. Столпакова (https://ib-bank.ru/bistv/video/570), объединяющая и содержательно дополняющая материалы стендов.
Опубликованы 8 статей по тематике проекта: «Подвиг радиоразведчика», «Генеральная репетиция штурма Берлина», «Радиомолчание порой дороже золота», «Завод Кулакова», «Мы вернулись домой, в Севастополь родной …», «На Волге широкой», «Шифры двух океанов», «Великая криптографическая битва». Публикации приурочены к 75-летию снятия блокады Ленинграда и освобождения Севастополя, описывают период Сталинградской битвы, достижения дешифровальной службы ВМФ, связистов и радиоразведчиков на Северном Флоте, изготовление оборудования засекречивания связи с блокадном Ленинграде, деятельности радиодивизионов ОСНАЗ в Кенигсбергской операции.
Публикации выходили одновременно в печатной и электронной версии журнала «BIS-Journal». Для привлечения внимания целевой аудитории аннотации и ссылки на эти статьи размещались на специально созданной для проекта странице ВКонтакте https://vk.com/kfront2019. Размещение ссылок на эти материалы в интернет-ресурсах, предназначенных для участников профильных олимпиад, позволило расширить охват целевой аудитории.
По предложению Фонда в варианты заданий очного тура прошедшей в ноябре т.г. Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко по математике и криптографии (более 1100 участников на 50 площадках в 43 городах; входит в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России) включена специальная задача, отражающая принцип работы одного из узлов аппаратуры шифрования телефонных переговоров, выпускавшегося на заводе № 209 в блокадном Ленинграде.
Концепция проекта докладывалась на российско-белорусской конференции «Комплексная защита информации» в г. Витебске в мае (https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_28), а ход реализации проекта - в видеосюжетах Московского образовательного ТВ-канала MosobrTV.ru (https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_46 и https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_45), публикациях «Грань Победы» (https://ib-bank.ru/bisjournal/post/1460), «Школьники познакомились с криптографическим фронтом Великой Отечественной войны» (https://www.osfsb.ru/materialy/zhurnal-fsb-za-i-protiv/vyshel-novyy-zhurnal-fsb-za-i-protiv-2-60-2019-god/).
Кадр из репортажа «Криптография как повод изучать математику»
В привлечении целевой аудитории к мероприятиям проекта участвовали организаторы региональных и общероссийских олимпиад по направлению «Информационная безопасность», своё содействие и поддержку оказали более 20 образовательных организаций и СМИ.
Проект «Криптографический фронт» динамично реализовывался и в год 75-летнего юбилея Победы. В феврале в Московской государственной картинной галерее народного художника СССР А. Шилова были продены квест «Шифры Великой Отечественной» и научно-популярная лекция о создании и принципах работы шифраторов речи, использовавшихся для защиты телефонных и радиоканалов уровня Ставка – Фронт.
Школьникам предложили посоревноваться в скорости и качестве выполнения заданий, основанных на архивных документах периода Великой Отечественной. Для победителей организаторы подготовили памятные грамоты. Их ребятам вручил действительный член Академии криптографии Российской Федерации Ю. И. Медведев. Мероприятия были приурочены к награждению московских дипломантов Межрегиональной олимпиады им. И. Я. Верченко и прошли при поддержке компаний «ИнфоТеКС», «Линфо», «Перспективный мониторинг», «Код безопасности», ГК «Астра Linux», «Системы и технологии» и Медиа Группы «Авангард».
В дни юбилея Победы был использован и относительно новый формат популяризации знаний в молодёжной среде – онлайн-мероприятия.
7 мая проведен специальный выпуск онлайн-викторины «Наша игра» (https://youtu.be/qfKNfIb2sno), большинство вопросов которой были посвящены «Криптографическому фронту». Запись трансляции, а также сам банк вопросов, размещённые в открытом доступе, пополнили копилку методических материалов проекта.
В мае Центром педагогического мастерства г. Москвы проводилась интернет-олимпиада «Готов к жизни в умном городе» для учеников 2-8 классов. Ко Дню шифровальщика и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне организаторы олимпиады совместно с командой проекта «Криптографический фронт» подготовили специальную видеозадачу по расшифрованию метеосводок (https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_61), основанную на материалах военных архивов. Школьники проявили активность и в решении, и в разборе этой задачи (https://vk.com/kfront2019?w=wall-175797165_75). Число просмотров видеоролика задачи превысило 90 тыс.
К 75-летию Победы подготовлены интернет-версии стендов, адаптированные для отображения на различных платформах (http://www.ib-bank.ru/kursk/, http://www.ib-bank.ru/moscow/).
Опубликованы 4 новых статьи по тематике проекта: «Эфир льда и пламени», «Слушают или нет? Путь советской секретной телефонии в период ВОВ», «Криптографический фронт в документах ВОВ», «Криптографы СССР против самураев. К 75-летию победы над Японией».
Стенды, составляющие экспозицию «Криптографический фронт Великой Отечественной», демонстрировались в ходе отраслевых конференций «РусКрипто», «PKI-Форум» и «CTCrypt – современные тенденции в криптографии».
Проект «Криптографический фронт Великой Отечественной» признан успешно реализованным по итогам независимой оценки, проведенной Фондом президентских грантов.
Всего по тематике проекта в 2018-2020 гг. опубликованы 14 статей в журнале «BIS Journal – Информационная безопасность банков», ставшем главной площадкой проекта среди печатных СМИ. Их содержание наглядно демонстрирует самоотверженный труд и неоценимый вклад в общую Победу советских шифровальной и дешифровальной служб, криптографов из разведки, фронтовой радиоразведки и партизанских соединений. Созданные в рамках проекта публикации и видеосюжеты размещены в открытом доступе, тем самым обеспечивается продолжительное влияние на целевую аудиторию — школьников старших классов.
Надеемся, что охваченные проектом юные граждане России и их наставники яснее почувствовали, как каждый успех на незримом криптографическом фронте отзывался победами в реальных сражениях и сохранением жизней бойцов, в том числе жизней дедов и прадедов нынешних школьников.
Проект «Криптографический фронт Великой Отечественной» тесно увязан с другими проектами Фонда - «Поддержка интеллектуальных соревнований и обучающих мероприятий для молодежи в области информационной безопасности» и «Криптографический фронт: виртуальный музей» и продолжается в 2021 году.