29/05/2018

В предыдущих номерах мы рассказали о криптографах В.С.Полине, Г.И.Пондопуло, М.И.Соколове, М.С.Одноробове и других, немало сделавших для реорганизации и развития советской криптографической службы во время Великой Отечественной войны и сразу после нее. В этом списке с полным правом находится и имя И.Я.Верченко, хотя во время войны его деятельность только начиналась, а ее расцвет приходится на более позднее время.

ИВАН ИЗ-ПОД ЛУГАНСКА

Иван Яковлевич Верченко родился 11 сентября 1907 г. в селе Ивановка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (позже Ворошиловоградской, ныне Луганской области). Учился в трудовой школе, в 1922-1925 гг. – в фабрично-заводском училище при Государственном Динамитном заводе в Донбассе. По окончании работал лаборантом химической лаборатории Динамитного завода. В 1926-1928 гг. – переписчик на Мариупольском заводе им. Ильича.

СТУДЕНТ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ОДНОМ ЛИЦЕ

В 1929 г. поступает в МГУ им. М.В.Ломоносова на механико-математический факультет. В период обучения одновременно работает два года преподавателем математики в Институте подготовки кадров для Красной Профессуры и один год техником в ЦАГИ. По окончании университета поступает в аспирантуру научно-исследовательского института математики при МГУ.

Будучи аспирантом, работает ассистентом на механико-математическом факультете МГУ, а также ведет серьезные научные исследования по теории функций под руководством профессора А.Н.Колмогорова. В 1937 году по окончании аспирантуры и защиты диссертации на ученую степень кандидата физико-математических наук направляется на работу в Ростовский-на-Дону Государственный Университет.

В 1941 г. в связи с эвакуацией вынужден оставить работу в университете и переехать в г. Баку. С ноября 1941 г. по ноябрь 1943 г. работает инженером-конструктором на заводе в Баку, а затем в Москве. В ноябре 1943 г. возвращается к научной работе, поступив в докторантуру Математического института им В.А.Стеклова АН СССР. Будучи докторантом, также преподает математику в Военной Академии им. И.В.Сталина и является доцентом Московского Механического Института. За время прохождения докторантуры получил ряд фундаментальных научных результатов по теории функций многих переменных и по математическому анализу, которые вошли в его докторскую диссертацию. Защита состоялась в 1949 г.

ПРИГЛАШЕНИЕ В МГБ

В 1947 г., в связи с усилением в стране работ по развитию систем закрытой связи и привлечением к этим работам высококвалифицированных специалистов в области математики, физики и техники, И.Я.Верченко приглашается на работу в органы МГБ СССР. В июле 1947 г. он зачислен в центральный аппарат Министерства сначала на должность старшего оперуполномоченного с присвоением воинского звания старшего лейтенанта, а затем на должность заместителя начальника 1 отделения 6 Управления МГБ СССР.

С учетом высокой квалификации специалиста-математика был направлен на наиболее важный и сложный участок исследовательской работы по дешифрованию машинных шифрсистем. За сравнительно короткий срок он в полной мере и научно глубоко воспринял криптографическое наследие дешифровальной службы и с пониманием дела взялся за разработку первоочередных проблем дешифрования машинных шифрсистем с привлечением математического аппарата. В июле 1949 г. Верченко присваивают звание капитана, а в августе того же года досрочно – звание майора.

Следует отметить, что после войны началась большая работа по реорганизации криптографической службы с целью вывести ее на более высокий научно-технический уровень. Так, 21 января 1948 г. в МГБ была создана так называемая Марфинская лаборатория для разработки аппаратуры засекречивания телефонных переговоров гарантированной стойкости. Предполагалось, что в ее работе наряду с опытными специалистами отдела правительственной связи и отдела оперативной техники МГБ будут использованы и заключенные [Калачев, 2000].

МАРФИНСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

К концу 1948 г. в Марфинской лаборатории работало 490 человек, в том числе 280 заключенных. Вместе с тем в ней явно недоставало специалистов-криптографов, без которых трудно было решить вопросы стойкости разрабатываемой аппаратуры. В связи с этим руководитель лаборатории обратился к руководству МГБ с просьбой о временном прикомандировании к ним специалистов 6 Управления. Одним из таких прикомандированных оказался И.Я.Верченко.

Он был назначен руководителем созданной в 6 Управлении группы из 29 человек для анализа и экспертизы шифраторов, разрабатываемых в лаборатории. Группа работала в тесном контакте с инженерами-разработчиками лаборатории. В результате была решена сложнейшая научно-техническая проблема создания стойкой аппаратуры для засекречивания телефонных переговоров на линиях ВЧ-связи. 29 июля 1950 г. правительственная комиссия приняла опытные образцы, что стало значительным успехом отечественной криптографии.

В 1950 г. создается НИИ-1 ГУСС, и И.Я.Верченко назначается туда заместителем начальника по научной работе. В составе НИИ-1 предусматривались ученый совет, аспирантура и специальная научно-техническая библиотека. Первый набор в аспирантуру состоялся в октябре 1955 г.

ПО УКАЗАНИЮ БЕРИИ

В 1953 г. после смерти И.В.Сталина началась новая реорганизация Специальной службы страны. ГУСС было упразднено, некоторые его подразделения переданы обратно в МГБ СССР. Функции НИИ-1 были переданы сначала 8 Управлению МВД СССР, а в 1954 г., в связи с образованием Комитета государственной безопасности при СМ СССР, – 8 Главному Управлению КГБ.

По словам самого И.Я.Верченко, он в апреле 1953 г. на одном из совещаний в присутствии Л.П.Берия послал в президиум записку по вопросу о существовании абсолютно стойких шифров. После этого по указанию Л.П.Берии он был освобожден от работы в органах госбезопасности в связи с переходом на педагогическую работу по специальности.

С 1953 г. работал профессором, а затем завкафедрой математического анализа в Московском Городском педагогическом институте им. В.П.Потемкина. В 1960 г. становится профессором кафедры математического анализа МГПИ им. В.И.Ленина. Работая в педагогических вузах, активно сочетает учебно-педагогическую практику с научной.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В КГБ

В 1962 г. И.Я.Верченко при содействии Отдела науки ЦК КПСС удалось вернуть на работу в органы КГБ – он был назначен на должность начальника кафедры высшей математики технического факультета Высшей школы КГБ, а в мае 1963 г. – на должность начальника технического факультета при условии совмещения с должностью начальника кафедры. Обе эти должности он занимал в течение последующих 10 лет.

В январе 1968 г. по представлению Высшей Школы КГБ и при поддержке МГУ им. М.В.Ломоносова и МГПИ им В.И.Ленина он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В 1971 г. награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В январе 1972 г. И.Я.Верченко был уволен с должности начальника факультета, а в январе 1973 г. – с должности начальника кафедры высшей математики в связи с переходом на работу в Академию педагогических наук СССР. С 1972 г. по 1986 г. Иван Яковлевич работал заведующим кафедрой Высшей математики и читал лекции по математическому анализу в Московском институте электронного машиностроения. Частично в этот период, а также и после 1986 г. он читал лекции по математическому анализу и на родном ему техническом факультете Высшей Школы КГБ.

Иван Яковлевич Верченко скончался 15 ноября 1995 года [Код 2007].

Литература

[Бутырский, 2012] Бутырский Л.С., Ларин Д.А., Шанкин Г.П. Криптографический фронт Великой Отечественной. Монография. М.: Гелиос АРВ, 2012. 2 изд. исправл. и дополн. М. 2013.

[Калачев, 2000] Калачев Константин. В круге третьем. Воспоминания и размышления о работе Марфинской лаборатории в 1948-1951 годах. М.: Элиас рекордз, 2000.

[Код 2007] Код Верченко. Документальный фильм. Производство ЗАО «Видео- пресс», 2007.

[Кузьмин, 1998-1] Кузьмин Л.А. Не забывать своих героев // Защита информации. Конфидент №1, 1998, с. 83-85.

[Кузьмин, 1998-2] Кузьмин Л.А. ГУСС – этап в развитии советской криптографии // Защита информации. Конфидент. №4, 1998, с. 89-94.

[Кузьмин, 1999] Кузьмин Л.А. Становление кафедры криптографии // Защита информации. Конфидент. №1-2, 1999, с. 85-90.

[Энциклопедия, 2004] Энциклопедия секретных служб России. М.: Астрель, 2004.