07/02/2025

Рождественские встречи в Государственной Думе стали доброй традицией. Диалог с Патриархом Кириллом и другими архиереями Русской православной церкви это не просто сверка часов для депутатов, а, если хотите, доброе со-трудничество в интересах всех нас. Церковь у нас отделена от государства, но не отделена от общества, это одна из важнейших его составляющих, хранитель духовных основ и традиций.

В этом году в своем выступлении наш Патриарх обратил особое внимание на необходимость взять под жесткий контроль государства разработку и использование искусственного интеллекта. Технологии сегодня развиваются очень быстро, поражают своими возможностями и могут приносить не только пользу, но и вред, оказавшись в руках людей с недобрыми намерениями.

По словам Патриарха Кирилла, искусственный интеллект может быть опаснее, чем ядерная энергия, если будет запрограммирован на несение сознательного вреда человеческой нравственности, человеческому общежитию и другим ценностям. Глава Русской православной церкви убежден, что искусственный интеллект в нашей стране должен быть суверенным и служить человеку.

Вопросы регулирования в сфере ИИ и его применения в нашей повседневной жизни требуют серьезного обсуждения. Если еще совсем недавно только в фантастических книгах и научных прогнозах о далеком будущем писали, что появится искусственный разум, который превзойдет возможности человеческого мозга и начнет мыслить самостоятельно, то сегодня мы слишком стремительно движемся к той черте, за которой… мы и сами не знаем, что нас ждет, и какие опасности и угрозы нас поджидают.

Но еще есть время сделать необходимые выводы. В том числе и о том, что в интересах безопасности необходимо развивать отечественные технологии в этой сфере на суверенной основе. ИИ уже сегодня активно используется мошенниками и применяется различными государствами в военных целях. Грозное оружие с его помощью может приобрести еще более сокрушительную силу, предоставляя противнику несомненные преимущества в зоне боевых действий. В том числе и поэтому отставать в этой сфере нам нельзя.

Но искусственный интеллект, при всем его позитивном значении для развития прогресса, и таящихся опасностях его применения,  это лишь одна из потенциальных угроз, с которой мы сегодня сталкиваемся. Не менее опасен интеллект человеческий, если используется в корыстных и преступных целях. К сожалению, все чаще под прицелом злоумышленников оказываются дети и подростки. Вдвойне опасно, когда кто-то с недобрыми намерениями вторгается в систему образования и просвещения, чтобы вложить в неокрепшие умы вредоносные идеи и опасные знания.

Совершенно очевидно, что противник, все более и более теряя свои позиции на полях специальной военной операции, весьма серьезно нацелился на разрушение нашей страны изнутри, выбрав в качестве одной из мишеней наше отечественное образование и просвещение. Агенты влияния Запада, которыми являются, в том числе и иностранные агенты, проникая в эти важнейшие для всех нас и будущего нашей страны сферы, несут туда деструктив и разрушение.

Разрабатывая меры по противодействию иностранному вмешательству, мы выявили немало случаев, когда иностранные агенты в сотрудничестве с нежелательными в нашей стране зарубежными организациями разрабатывали для детей, прямо скажу, вредные учебники и пособия, в которых учили стыдиться своего прошлого, искажали нашу историю, популяризировали наркопотребление и однополые семейные отношения. Такое «образование» и «просвещение» в нашей стране недопустимо. Именно поэтому мы внесли в перечень законодательных ограничений для иноагентов в базовом федеральном законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» запреты на ведение образовательной и просветительской деятельности среди несовершеннолетних, а также на производство для них информационной продукции.

Как показало время, этого оказалось недостаточно. На данный момент в реестр иностранных агентов включены порядка пятидесяти лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования и просвещения. Находясь от нашего противника в зависимости, они могут создать реальную угрозу нашим национальным интересам, а также подорвать развитие научного потенциала страны, формирование духовно-нравственного, творческого, физического и  профессионального потенциала наших граждан, и особенно молодежи.

Есть серьезные основания полагать, что если мы не выдворим иноагентов из нашего образования и просвещения, то они там окончательно обоснуются и будут продолжать нам всячески вредить, навязывая чуждые нам ценности. Понимая это, Комиссия Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России предложила ввести дополнительные меры, направленные на защиту образования и просвещения – двух стратегически важных отраслей внутренней политики России. Внесенными нами в Государственную Думу законопроектами предлагается ввести полный запрет для иноагентов на участие в образовании и просвещении в нашей стране. В частности, в случае принятия законопроекта, в рамках просветительской деятельности иноагенты не смогут проводить лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии не только для детей, но и для взрослых. Если образовательная организация будет признана иноагентом, действие ее лицензии должно быть прекращено.

Мы также предлагаем устранить совершенно неоправданно действующие правовые возможности финансовой или иной имущественной поддержки, которые могут использовать иностранные агенты в своих интересах.

Речь вот о чем. В действующем законодательстве содержатся нормы, которые позволяют сегодня оказывать иностранным агентам финансовую или иную имущественную поддержку со стороны муниципальных органов власти, а также возможность получения иноагентами денежных средств в виде пожертвований в тех случаях, когда они прикрываются вывеской социально-ориентированных организаций.

Поэтому мы предложили ввести полный запрет иноагентам получать, во-первых, муниципальную поддержку (получение государственной поддержки им уже запрещено законом) и, во-вторых, быть включенными в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Сегодня более десяти организаций-иноагентов имеют статус социально ориентированных. Прикрываясь таким статусом, они могут сегодня получать дополнительные финансовые ресурсы в виде пожертвований. Мы, безусловно, выступаем за поддержку социально ориентированных организаций, но только в том случае, если они не являются иностранными агентами. Мы считаем совершенно недопустимым, когда получаемые иноагентами у нас в стране денежные средства используются ими против нашей же страны.

Кроме того, предложенные нами поправки предусматривают возможность заочного (в случае нахождения виновного лица за пределами Российской Федерации) привлечения иностранных агентов к административной ответственности за нарушение порядка их деятельности. Подобный механизм уже действует в отношении лиц, участвующих за границей в деятельности нежелательных организаций, по ст. 20.33 КоАП.

Считаем важным также ввести административную ответственность за маркировку материалов иностранных агентов с несоблюдением утвержденной формы в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Сегодня ряд иностранных агентов маркируют свои материалы в искаженном виде, например, приписывая к материалам антироссийские лозунги,  различными способами коверкают учрежденную форму, или даже рекламируют близкие им ресурсы и т. д. Размещение подобной псевдомаркировки иноагенты используют для нагнетания общественно-политической обстановки. Подобные действия необходимо пресекать.

Повышенную административную ответственность в виде штрафов в равном размере также предлагается установить за полное отсутствие маркировки материалов иностранных агентов для всех виновных в этом правонарушении: как для самих иностранных агентов, так и для лиц, являющихся их учредителями, членами, участниками, руководителями.

Повышенная ответственность предлагается нами также за несоблюдение иноагентами требований регулятора (Минюста России). Действующее наказание в виде предупреждения или штрафа (от 500 руб. до 1000 руб. для граждан и от 2000 руб. до 4000 руб. для должностных лиц), как показала практика, не удерживает от правонарушений. Такой несущественный размер штрафных санкций позволяет иноагентам на систематической основе не выполнять требования контролирующего органа. Предлагается увеличить размер штрафа для граждан в диапазоне от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Эти повышенные санкции преследуют главную цель – добиться от тех, кто находится под иностранным влиянием, соблюдения требований российского законодательства и обеспечить корректное информирование граждан о деятельности иностранных агентов, как это установлено действующим законодательством.

С учетом не прекращающихся системных вызовов и угроз в отношении нашей страны мы считаем необходимым активизировать работу нашей комиссии по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере безопасности и защиты суверенитета, в том числе и в отношении иностранных агентов, которые, особенно в последнее время, в руках наших противников стали ключевым инструментом грязной пропаганды и другой антироссийской деятельности.