11/10/2023

Очередная осень, очередной обзор вступительной кампании в вузы. Сегодня поговорим о тенденциях, которые наметились давно, но почему-то актуальными стали только сейчас: о том, кто и как поступает на столь дефицитные бюджетные места.

 

НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВОСЛОВИЯ

Отвечая на сакраментальный вопрос, почему у нас постоянно не хватает специалистов в той или иной области, представители методических объединений уверенно заявляют, что контрольные цифры приема в вузы по направлениям складываются из запросов отраслей, государственных организаций, возможностей университетов, а также интересов абитуриентов. Министерство науки и высшего образования России проводит открытый публичный конкурс по распределению бюджетных мест между высшими учебными заведениями.

По словам министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова, приведенным на сайте ведомства, доступность бесплатного высшего образования в стране повышается год от года. В этом году 67% абитуриентов (или 590 101 человек) могли рассчитывать на бесплатное обучение в вузах. 245 тыс. мест из них было выделено для подготовки специалистов по инженерным и техническим направлениям.

В конце июля В. Фальков рассказал в СМИ, что с начала приемной кампании абитуриенты подали в российские вузы 6 320 288 заявлений на очную (платную и бесплатную) форму обучения. Это число выросло на 40 тыс. по сравнению с прошлым годом, и более чем на 1,1 млн по сравнению с 2020 г. «Этому способствует рост доступности высшего образования», — рапортовало министерство. Общее число заявлений на инженерно-технические, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные специальности превысило 3,6 млн. Это более чем 57% от всех поданных заявлений.

С подробной статистикой на помощь Минобрнауки приходит и Минцифры с данными Госуслуг. Тут заявляется, что в приёмной кампании в этом году участвовали почти один миллион абитуриентов (не путать с поданными заявлениями). Около 600 тыс. поступающих в вузы подали документы через Госуслуги, что почти в два раза больше показателей 2022 г.

Самой востребованной специальностью у абитуриентов стала «Информатика и вычислительная техника», ее указали 650 тыс. раз. 175 тыс. раз выбрали «Информационную безопасность», почти 70 тыс. раз — «Компьютерные и информационные науки». Помимо направления ИТ у абитуриентов пользуются спросом «Образование и педагогические науки», «Экономика и управление», «Клиническая медицина» и «Машиностроение». Каждый абитуриент мог выбрать пять вузов, в каждом из них – пять направлений подготовки.

«Информационные системы и программирование» стали самой востребованной специальностью у поступающих в колледжи, подавших заявление на очное обучение на Госуслугах. Также абитуриенты колледжей выбирали «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Экономику и бухгалтерский учет», «Туризм и гостеприимство». По сравнению с прошлым годом в колледжи через Госуслуги подано в четыре раза больше заявлений — почти 200 тыс., отчитались в Минцифре.

В первых отчетах об итогах приемной кампании ректоры академий и университетов радостно отчитывались, что все бюджетные места, в отличие от года прошлого, были заняты в начале августа. Редкое исключение составили непопулярные специальности, на которые был объявлен дополнительный набор.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

На итоговой пресс-конференции, которая прошла в конце августа в ТАСС, ректоры ведущих вузов страны радовались выросшему конкурсу, порой кратному увеличению числа желающих поступить на технические специальности и, соответственно, росту проходного балла на них. Отметили, что на 20% вырос целевой приём по широкому кругу специальностей — ИТ, машиностроение, радиоэлектроника. Несмотря на рост стоимости обучения, произошло и увеличение на 25% числа желающих поступить на платные места. В число своих достижений некоторые вузы включают и прием на бюджетные места исключительно победителей олимпиад, в связи с чем мест для «простых смертных» просто не осталось.

 

КВОТЫ — «ОСОБАЯ», «ОТДЕЛЬНАЯ», «ЦЕЛЕВАЯ»

Тут стоит напомнить, как распределяются бюджетные места. Как минимум 10% из них (особая квота) отдаются для особых категорий граждан (инвалиды, сироты, ветераны боевых действий). Еще минимум 10% от общего числа бюджетных мест по каждому направлению подготовки — «отдельная квота», по которой у участников и детей участников СВО есть возможность поступления без вступительных испытаний на базе внутренних экзаменов вузов или на основе результатов ЕГЭ.

Еще одна статья «расходов» бюджетных мест — целевое обучение. Число мест по целевой квоте зависит от потребностей государства и региона в работниках тех или иных профессий. Квоты приема на целевое обучение ежегодно определяются правительством, однако как показывает практика, количество «целевиков» в распределении бюджетных мест растет с каждым годом.

Также преимущества при поступлении имеют победители и призеры олимпиад — они попадают в первые приказы о зачислении вместе с обладателями «особой», «отдельной» и «целевой» квот.

Все места, оставшиеся после вычета квот и льгот, попадают в общий конкурс. Например, в МГТУ им. Н. Баумана в этом году на общий конкурс для «абитуриентов с улицы» осталось:

  • от 21 бюджетного места по специальности 10.05.01 «Компьютерная безопасность» — 5 мест;
  • от 40 бюджетных мест по специальности 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» — 6 мест.  

В МИРЭА, где представлен практически весь спектр направлений ИБ, к концу приемной кампании на общий конкурс выделялось от двух до 30 мест по разным специальностям. В МГУ и ВШЭ, по рассказам абитуриентов, был отдельный конкурс среди обладателей дипломов олимпиад и претендентов на квоты, поэтому многие «абитуриенты с улицы», подавшие документы на общий конкурс, отказались от участия в нем и ушли в другие вузы или на платное отделение.

 

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ

Например, так поступил молодой человек, окончивший рейтинговую московскую школу и набрал на ЕГЭ 290 баллов. Объективно оценивая его возможности и способности, родители айтишники посоветовали поступать на укрупненное направление «Экономика и управление». К выбору вуза тоже подошли ответственно: учитывались не только уровень подготовки специалистов, но и атмосфера в студенческой среде. Ближе к концу приемной кампании, оценив перспективы «пролета» мимо бюджета в МГУ, где конкурс был фактически только среди олимпиадников и медалистов, парень переложил документы на платное отделение. Но для попадания в списки претендентов на платное место потребовалось сдать дополнительный внутренний экзамен. Итого — родители выложили более 400 тыс. рублей за первый год обучения сына. В семье есть второй ребенок, который через пару лет планирует идти в медицинский. Там плата за обучение уже сегодня приближается к семизначным цифрам за учебный год.

Другой мой юный знакомый обладатель 290 баллов не стал испытывать судьбу в МГУ или ВШЭ и переложил оригинал аттестата в МГТУ им. Н. Баумана. И хотя позднее ему звонили и уговаривали вернуть документы, поскольку конкурсная ситуация изменилась, юноша пошел на принцип и решил учиться с одноклассниками, которые сравнительно легко (260-270 баллов) прошли на выбранные специальности в Бауманке. «Следила за списками, было очень много детей с 300 баллами и медалями», — поделилась переживаниями мама новоиспеченного первокурсника.

Другая мама провела приемную кампанию в не меньшем напряжении: конкурс в технические вузы вырос, семье пришлось оперативно отслеживать ситуацию. Сын переложил оригинал аттестата в последний момент. С младших классов он учился в техническом лицее и был нацелен поступать на ИТ или ИБ направления, причем первоначально рассматривались университеты Восточной Европы. Но за последние годы ситуация изменилась, и когда молодой человек поступил в выбранный университет, россиянам перестали выдавать студенческие визы. Набрав порядка 250 баллов по ЕГЭ, юноша поступил в ближайший к дому технический вуз, с небольшим запасом баллов пройдя на бюджет. Родители отметили, что конкурс в университет, с которым тесно сотрудничал лицей, значительно вырос, и набранных баллов не хватило бы для поступления на факультет ИТ, где в прошлом году почти не было конкурса. Поэтому пришлось оперативно перекладывать оригинал.

 

РЫБКА ИЗ ПРУДА ДОСТАЛАСЬ БЕЗ ТРУДА

Не буду пересказывать истории, как молодые граждане из льготных категорий поступили на сложные специальности, имея низкие баллы за единой госэкзамен, а порой даже не имея результатов ЕГЭ по профильным направлениям, а то и вовсе не сдавая ЕГЭ. Об этом много писали в СМИ. Возникает вопрос, как будут учиться эти льготники, не имеющие даже базовой подготовки по выбранному направлению, и как будут сдавать первую сессию? При подготовке обзора мне привели много примеров из практики работы с такими ребятами. Не все они учатся и сдают сессии наравне с однокурсниками. Кто-то, пользуясь привилегиями, давит на жалость и требует от преподавателей особого подхода и снисхождения. Остается только сожалеть, что бюджетные места для них выделяются из общей конкурсной массы, а не создаются дополнительно.

 

ПОД СОУСОМ РАВЕНСТВА

На заре перехода от сдачи внутренних вступительных экзаменов к баллам по ЕГЭ чиновники от образования продвигали идеи единого госэксзамена под «соусом» равенства возможностей для всех абитуриентов: чтобы выпускник школы из отдаленного населенного пункта мог так же, как и московский школьник, поступить в престижный столичный вуз. С первых ЕГЭ-экспериментов с начала 2000-х гг. прошло больше 20 лет, а со времени обязательного введения ЕГЭ — уже 14 лет. О благих намерениях все давно позабыли. Теперь мальчик из отдаленного села для поступления в столичный вуз должен не только сдать «на отлично» все профильные предметы, но и набрать дополнительные баллы за личные достижения. Или стать победителем олимпиады, итоги которой засчитывает тот или иной университет. Вероятность этого крайне мала. Как вариант сегодня можно пройти другой конкурс — на целевое обучение и подписать контракт с будущим работодателем, получившим свою квоту из выделенных на всех бюджетных мест. Но и тут в последние годы растет число претендентов — молодые люди не хотят упускать ни одного шанса на продолжение обучения и, что немаловажно, на отсрочку от армии.

 

КТО ЗА БОРТОМ?

Сегодня мы имеем картину, когда на популярные специальности на бюджет основную массу мест выбирают «квотники» и олимпиадники, а для общего конкурса остается в лучшем случае несколько мест — на огромное количество желающих. Во многих случаях и этих мест нет, поскольку (не будем этого скрывать!) в вуз также подают документы и люди, имеющие «неофициальные» преимущества при поступлении.

Кто остается за бортом? Выпускники, выбравшие профильные предметы для сдачи ЕГЭ, а значит мотивированные на поступление по выбранным направлениям и набравшие больше 200 баллов по ЕГЭ. Крепким хорошистам остается выбирать между рядовыми вузами или платным обучением, которое, как отмечено выше, значительно подорожало. Не все могут оплатить учебу и/или проживание в чужом городе. Не все захотят испытать судьбу второй раз через год и поступать вновь. Многие молодые люди пойдут служить в армию — поступление отложится еще на год, а то и навсегда. А значит, нехватка разработчиков в IT, где по данным главы Минцифры Максута Шадаева дефицит составляет 500-700 тыс. человек, сохранится.

 

КАКОЙ ВЫХОД?

Какой выход? Например, уравнять права поступающих, лишив преимуществ победителей и призеров олимпиад. Этот вопрос периодически поднимается специалистами, которые акцентируют внимание на неожиданный аспект: натасканным только на решение олимпиадных задач первокурсникам неинтересно и сложно учиться. И это большая проблема, о которой мы планируем поговорить отдельно — в следующих номерах BIS Journal.

Можно также частично (или полностью) вывести за рамки общих бюджетных мест абитуриентов, поступающих на целевое обучение. Ведь «целевые» квоты получают далеко не бедные госкорпорации. Они вполне могут взять на себя бремя оплаты учебы нужных им молодых специалистов в условиях дефицита госбюджета. Тем более, что с 2024 г. вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Поправки закрепляют понятие «целевое обучение», т. е. получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией. Уточнен круг лиц, которые могут выступать заказчиком целевого обучения. Уточнены условия заключения договора: молодой специалист должен будет отработать у заказчика целевого обучения от 3 до 5 лет. Договор может содержать условия о наставничестве и прохождении практики у заказчика, а также требования к успеваемости, в этом случае в заключении договора появляется третья сторона — вуз. В случае несоблюдения требований заказчик может уменьшить меры поддержки, оказываемые студенту.

Компании-заказчики должны размещать предложения о заключении договора о целевом обучении на Единой цифровой платформе «Работа в России». Абитуриенты смогут подать заявку на целевое обучение через портал Госуслуг или в бумажном виде, студенты вузов и обучающиеся по программам среднего профобразования — только в бумажном виде. Договор о целевом обучении будет заключаться после зачисления абитуриента в вуз и до начала учебного года. Все изменения, касающиеся ответственности сторон за неисполнение обязательств, определенных договором, в частности штрафы за неисполнение обязательства по трудоустройству и осуществлению трудовой деятельности, остаются в силе.

Еще одно изменение в законе: источники финансирования. Обучение может осуществляться за счет собственных средств образовательной организации, в т. ч. от приносящей доход деятельности, пожертвований и целевых взносов граждан и организаций.

Поправки вступят в силу с 1 мая 2024 года. Заключение договоров о целевом обучении в указанном порядке начнется с приема на обучение на 2024/2025 учебный год.

 

ИТОГИ

Так какие выводы можно сделать по итогам вступительной кампании — 2023?

Подрастающее поколение по тем или иным причинам хочет учиться, однако возможностей для этого, несмотря на красивые слова чиновников (см. главу «Необходимые словословия»), становится все меньше.

Сервис Госуслуг в скором времени может стать единственным способом подачи документов на поступление. Однако, по мнению ректоров вузов, он требует доработки и интеграции с системами на сайтах университетов.

Систему высшего образования ждет дальнейшее реформирование. Оно по-прежнему не внушает доверия, всем надоело, но по-прежнему необходимо.

А иначе проблему кадров в сфере IT и ИБ не решить.