06/09/2023

Победа в битве на Курской дуге в июле-августе 1943 г. вошла в историю нашего Отечества как закономерное продолжение сталинградской эпопеи, начало неудержимого движения советских армий на Запад, освобождения оккупированных врагом территорий и предзнаменование окончательного разгрома нацистов в их столице — Берлине. 

Как известно, курский выступ на карте линии фронта привлёк внимание и германских, и советских военных стратегов весной 1943 г. при разработке планов летней кампании. Обе стороны тогда были весьма заинтересованы в ознакомлении с замыслами противника и желали получить от своих разведчиков и дешифровальщиков содержательную информацию. 

 

МАТЕРИАЛЫ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ 

Руководитель Группы консультантов Службы внешней разведки генерал-лейтенант в отставке Вадим Алексеевич Кирпиченко в этой связи отметил в 2003 г.: "Известно достоверно и доподлинно, что англичане читали переписку германского вермахта. Источник — Джон Кернкросс, английский дешифровальщик, один из знаменитой "Кембриджской пятёрки", сотрудничавшей с советской разведкой. Сами англичане давали нам информацию очень дозированно, они боялись, что нам или кому-то ещё станет известно, что они читают информацию вермахта. Любая утечка таких сведений неминуемо привела бы к тому, что они перестали бы эту информацию читать <...>. То, что они официально передавали, было меньше по объёму и они никогда не ссылались на то, из каких источников это получено. Хотя по политическим мотивам они не могли скрыть от нас, союзников, планы наступления немцев". 

Переданные материалы дополнялись и сведениями от Лео Лонга, с декабря 1940 г. тот работал в отделе МI-14 британского Министерства обороны. Там занимались анализом разведывательной информации, полученной в результате дешифрования немецких телеграмм, и Лонг имел доступ к дешифрованным документам. С секретными планами Германии советская разведка могла знакомиться и через группу Шандора Радо — "Дора" (илл. 1). Следует указать и нашего замечательного разведчика Н. И. Кузнецова. 

Иллюстрация 1. Донесение "Доры" 

 

Особая ценность материалов Джона Кернкросса состояла в том, что это была наиболее полная информация. Ещё в  январе 1942 г. британские криптографы смогли взломать шифр немецкой шифрмашины "Лоренц". Она использовалась при передаче информации по телетайпу на линиях связи высокого уровня. Сообщение, перехваченное на таком канале связи и дешифрованное, как раз и поступило от Кернкросса.

 

БРИТАНСКАЯ ДЕШИФРОВКА ТЕЛЕГРАММЫ ГЕРМАНСКОГО ГЕНЕРАЛА 

Кирпиченко: "Кернкросс в конце апреля, за два с лишним месяца до начала Курской битвы, передал в Москву полную информацию о том, что немецкое наступление начнётся в начале июля. Это была дешифровка телеграммы в Берлин немецкого генерал-фельдмаршала М. Вейхса (бывшего командующего группой армий "Б" под Сталинградом, начальника для Ф. Паулюса — Б.С.), который готовил немецкое наступление на юге от Курска, в районе Белгорода. В телеграмме было совершенно точно указано, какими силами немцы предпримут наступление, когда, какие силы будут действовать от Орла, какие — от Белгорода, какая новая техника будет введена. Указаны тактико-технические характеристики "Тигров", "Пантер", самоходной артиллерии "Фердинанд", новых самолётов "Фокке-Вульф", "Хенкель". Было обозначено расположение немецких полевых аэродромов и т. д. и т. п.".

На основании данных, предоставленных Кернкроссом (илл. 2), советская авиация 6, 7 и 8 мая 1943 г. нанесла превентивный удар по немецким аэродромам в полосе протяжённостью 1200 км от Смоленска до Азовского моря. Разумеется, и наши союзники использовали сведения из дешифрованной телеграммы. Так, высадка их войск на Сицилии началась спустя четыре дня после начала Курской битвы, когда немцы уже увязли в боях. Ещё через два месяца Италия капитулировала, а затем перешла на сторону антигитлеровской коалиции.

Иллюстрация 2. Дж. Кернкросс,  английский дешифровальщик, один из знаменитой "Кембриджской пятёрки", сотрудничавшей с советской разведкой.

 

По мнению В. А. Кирпиченко, информация, предоставленная Кернкроссом, перепроверялась и не раз. "Начальник Генерального штаба Василевский дал указание проверять её через резидентуры ГРУ, войсковую разведку, Центральный штаб партизанского движения, 4-е управление НКГБ, занимавшееся разведывательно-диверсионной работой в тылу у немцев. Когда же информация многократно подтвердилась, была начата быстрая разработка плана преднамеренной обороны". Преднамеренная оборона — это оборона с осознанием того, что за ней последует наступление (илл. 3). 

Иллюстрация 3. Схема Курской битвы

 

СОЗДАНИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЙ ОБОРОНЫ 

8 апреля Г. К. Жуков впервые предложил перейти к глубокой обороне, выбить у противника танки, а после этого перейти в решительное стратегическое наступление. Всесторонняя подготовка к проведению этой операции развернулась ещё в марте. С 1 марта по 22 мая в район Курской дуги из-под Сталинграда были направлены войска бывшего Донского фронта, ставшего Центральным фронтом, под командованием К. К. Рокоссовского. В район Курской дуги было доставлено 1410 эшелонов боевой техники (для сравнения, в 1941 г. под Москву было перевезено 219 эшелонов с техникой). Оснащение стало другим, артиллерия перешла на механическую тягу, войска превращались в моторизованные части. Очень пригодились поставки по ленд-лизу автомобилей с заводов, развёрнутых союзниками на территории Ирана. К сожалению, наша бронетехника тогда уступала новейшим образцам немецкой.

 

КАК УЗНАЛИ «О ДНЕ И ЧАСЕ» 

Естественный вопрос: как стало известно точное время предполагавшегося наступления немцев? По мнению В. А. Кирпиченко, эти сведения были добыты полевой разведкой в прифронтовой полосе. Но по первой конкретной информации никакое кардинальное решение никогда не принимается. В тот важный момент очень пригодился успех наших дешифровальщиков: накануне Курской битвы, буквально за сутки до начала сражений, они вскрыли секретный приказ Гитлера о наступлении. 

Сначала, перехватив радиограмму, радиоразведчики по почерку опознали радиста высокого германского командования, а по характеру передачи сделали вывод, что она содержит  важный приказ. Дешифровальщики знали, что речь может идти о крупном наступлении в районе Курска, Орла, Белгорода, и предположили наличие подписи Адольфа Гитлера в конце документа. Используя эту вводную информацию, им удалось раскрыть шифровку противника. Она подтвердила уже известные к тому времени сообщения разведчиков о дате наступления немецких войск под Курском. Приказ Гитлера гласил: "Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом...". 

Но решающий успех оказался на нашей стороне.

 

«ПОШЁЛ ГРЕМЕТЬ МЕТАЛЛ СТОЯЛЫЙ, ОГНЁМ ОГОНЬ ДАВИТЬ ПОШЁЛ…» 

Строки, написанные А. Т. Твардовским в 1943 г., помогают ощутить тревоги и надежды той поры.

"В страду вступило третье лето, и та смертельная страда,

Своим огнём обняв полсвета, грозилась вырваться сюда.

Грозилась прянуть вглубь России, заполонив её поля...

И силой встать навстречу силе спешили небо и земля.

Кустами, лесом, как попало, к дороге, ходок и тяжёл,

Пошёл греметь металл стоялый, огнём огонь давить пошёл.

Бензина, масел жаркий запах повеял густо в глушь полей.

Войска, войска пошли на запад, на дальний говор батарей...

И тот, кто два горячих лета у фронтовых видал дорог,

Он новым, нынешним приметам душой порадоваться мог..."

 

РАДИОРАЗВЕДКА ПЕРЕД КУРСКОЙ БИТВОЙ 

Уже в период приготовлений к сражениям нашим радиоразведчикам пришлось внести существенные коррективы в свои методы. Дело в том, что в 1943 г., после Сталинграда, в немецких войсках изменился характер радиообмена. Из воспоминаний: "Открытый текст в радиопередачах стал встречаться лишь в исключительных случаях. Обычной стала радиосвязь без позывных. От былого пренебрежения к советской радиоразведке не осталось и следа. Большим подспорьем в раскрытии радиосвязи противника оказались захваченные у него под Сталинградом таблицы и книги "Д" и "Е". Это была стройная система организации связи для среднего и высшего звеньев управления немецкими войсками. Конечно, знание такой системы распределения радиоданных значительно облегчало ведение разведки". А возможности радиоразведки к тому времени значительно выросли. В Курской битве согласованно действовали 5 радиодивизионов ОсНаз: нужды каждого из пяти участвовавших в битве фронтов обслуживал свой радиодивизион. 

Ещё в конце апреля резко снизилась активность работы радиосетей противника. Немецкое командование ввело режим радиомолчания как средство маскировки войск. Управление воинскими частями в состоянии обороны стало осуществляться только по проводной и кабельной связи. Но авиация и зенитная артиллерия по-прежнему использовали радиосвязь. П. И. Гнутиков, в период Курской битвы командир радиоприёмного центра 313 дивизиона ОсНаз, вспоминал: "Передачи велись на УКВ в микрофонном режиме, в кодированном виде, а иногда и открытым текстом. За такими передачами мы тщательно следили". Кодированные сообщения с бортов самолётов-разведчиков, передаваемые штабам корпусов и дивизий первой линии обороны противника, были хорошо изучены радиоразведчиками ещё под Сталинградом. Тогда же стало известно, что немцы придавали отдельные части ближней авиаразведки каждой общевойсковой или танковой армии. Выявить такую часть значило установить наличие армии. А определив по трассам полётов полосу разведки авиачасти, можно было вскрыть полосу действия армии на линии фронта и ещё многие подробности. 

 

УДАЛОСЬ УСТАНОВИТЬ ПРИБЫТИЕ ГЛАВНОЙ СИЛЫ  

На основании данных радиоперехвата удалось установить прибытие на Орловский выступ 9-й армии, главной ударной силы будущего немецкого наступления на северном участке Курской дуги. 4 июля радиоразведка установила: три корпуса 9-й армии сосредоточились южнее Орла. Как раз в том районе, где ещё в июне 394 радиодивизион отметил повышенную активность вражеской авиаразведки. Значит удар следовало ожидать в прилегающей полосе. 313 радиодивизион выявил переброску в район Белгорода четырёх танковых дивизий, а также авиационных соединений противника. Донесения радиоразведчиков дали основания для прогноза — главным направлением удара немцев будет Белгород — Обоянь — Короча.  

К началу сражений значительно выросли качество и быстрота пеленгования радиостанций противника. Повысилась и оперативность использования добытой информации.

 

«ДОБЫТЫЕ ДАННЫЕ НЕМЕДЛЕННО ПОСТУПАЛИ В ВОЙСКА» 

Ветераны вспоминали: "Радиодивизионы перед самой битвой выявили полосы действия немецких корпусов и дивизий и их выдвижение к переднему краю. В ночь на 5 июля одновременно вышли в эфир на поверку связи сразу несколько главных радиостанций соединений врага. В третьем часу интенсивность радиообмена в сетях противника резко возросла. И командование Центрального и Воронежского фронтов упредило удар врага мощной артиллерийской контрподготовкой по боевым порядкам немцев. Радиообстановка поменялась коренным образом: противник снял все ограничения в использовании радиосвязи и эфир наполнился голосами тысяч вражеских радиостанций. Только на Орловском выступе их оказалось более пяти тысяч. Весь этот поток сообщений предстояло в короткий срок систематизировать и использовать. Много сведений давал вновь начавшийся перехват незашифрованного текста. Это и данные о положении в атакующих войсках, о подходе резервов, а в сочетании с пеленгованием — сведения о дислокации, перемещении вражеских пунктов управления. Добытые данные немедленно поступали в войска". 

На южном крыле Курской дуги гитлеровцы шесть дней предпринимали попытки танковыми ударами прорваться в направлении Обояни, Курска. Безуспешность этих усилий заставила их провести перегруппировку и сменить направление удара. Наши радио- и авиаразведчики установили, что вечером 11 июля началось движение танковых дивизий противника в направлении Прохоровки.  Учитывая эти данные, в ночь на 12 июля командующий Воронежским фронтом Н. Ф. Ватутин перенаправил 5-ю танковую армию П. А. Ротмистрова с Обоянского на Прохоровское направление. 

 

«ТОЛЬКО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ МУЖЕСТВО НАШИХ ТАНКИСТОВ…» 

Как известно, танковый бой под Прохоровкой стал ярким примером самоотверженности наших воинов, прежде всего танкистов. Велика была их жертва. Объясняя в донесении Г. К. Жукову тяжёлые потери своей танковой армии, П. А. Ротмистров указал: "Командуя танковыми частями с первых дней Отечественной войны, я вынужден доложить Вам, что наши танки на сегодня потеряли своё превосходство перед танками противника в броне и вооружении. <...> Только исключительное мужество наших танкистов, большая насыщенность танковых частей артиллерией не дали противнику возможности использовать до конца преимущества своих танков <...> При столкновении с перешедшими к обороне немецкими танковыми частями мы, как общее правило, несём огромные потери в танках и успеха не имеем". 

 

РАДИОРАЗВЕДКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ 

Тем не менее 12 июля в Курской битве наступил перелом и уже после 15 июля наступление врага сменилось его отступлением. 

Радиоразведка стала неотъемлемой частью наступавших войск, своеобразным и необходимым органом слуха. Радиоразведчики научились быстро реагировать на изменения обстановки, подчас неожиданные. Так, когда 19 июля в наступление была введена 3-я гвардейская танковая армия Рыбалко, в первый же день КП фронта потерял связь с её штабом. Согласно документам: "Командование не имело сведений о положении наступающих частей. Выручила радиоразведка. Она перехватывала донесения с бортов вражеских самолётов-разведчиков, которые докладывали о положении наших войск, и ставила в известность командование фронтом". 

 

ТЕЛЕФОН ВЧ СВЯЗИ НЕЗАМЕНИМ В УПРАВЛЕНИИ ВОЙСКАМИ

Важной задачей при подготовке и в ходе сражений на Курской дуге стала организация защищённой проводной связи в полосе боевых действий, а также с руководством страны. Правительственная связь в начале 1943 г. подверглась реформированию. Налаживание правительственной связи и создание её структур было поручено НКВД СССР. Войска правительственной связи должны были обеспечивать скрытность военного управления в звене Ставка — фронт — армия. Для этого каждый из фронтов располагал отдельным полком правительственной связи. В период подготовки к битве были проложены многие тысячи км линий правительственной связи. 

Служба телефонной высокочастотной (ВЧ) связи на 5 фронтах Курской дуги планировалась так, чтобы она могла обеспечить управление армиями как при обороне, так и при переходе в наступление. Были организованы фронтовые станции ВЧ связи и станции при каждой из армий, входящих в состав фронта. Первая группа обеспечивала засекреченную связь штаба фронта с Москвой и штабами армий, станции армий обеспечивали ВЧ связь со штабом фронта и Москвой. Для нужд командующего фронтом была предусмотрена и выездная группа фронтовой ВЧ связи. Тогда впервые стала массово применяться телефонная аппаратура повышенной стойкости "Соболь-П", созданная под руководством В. А. Котельникова. Это было выдающееся научно-техническое достижение криптографов и инженеров. Новые возможности секретной телефонии повсеместно получили высокую оценку. Начальник УВПС П. Ф. Угловский в своём отчёте 13 августа 1943 г. отметил: "По телефону ВЧ практически разрешено вести не только секретные, но и совершенно секретные переговоры. Одно это обстоятельство делает ВЧ связь в глазах командования фронтов и армий самым ценным и незаменимым средством управления войсками". 

Битва на Курской дуге завершилась 5 августа одновременным освобождением Орла и Белгорода. Но наступление Красной Армии уже не прекращалось до самой Победы в мае 1945 г.