05/12/2016
На Х Съезде Российского союза ректоров отмечалось, что одной из важнейших задач российской высшей школы является обеспечение эффективного функционирования общенациональной системы работы с молодыми талантами. Необходимо развитие механизмов поиска, выявления, поддержки и сопровождения таланта с помощью среды из обучающих и мотивирующих, побуждающих к будущей профессиональной деятельности программ и проектов, а также совершенствование государственной информационной политики по популяризации достижений российской науки, обеспечению свободного доступа к информационным ресурсам по работе с талантливой молодёжью и подготовке к интеллектуальным мероприятиям.

Такая работа должна быть организована в интересах каждой наукоемкой и высокотехнологичной сферы деятельности, в том числе и в отрасли информационной безопасности. В России существует система интеллектуальных соревнований  для школьников и студентов в данной сфере. Ее формирование стартовало более четверти века назад, с начала проведения Межрегиональной олимпиады школьников по математике и криптографии. В настоящее время аналогичные олимпиады по компьютерной безопасности проводятся для школьников и для студентов, обучающихся по профильным специальностям. Также в последние несколько лет набирают популярность соревнования студентов в формате CTF.

Рассмотрим подробнее указанные олимпиады. С самого начала логика их проведения определялась четко поставленной целью – привлечь внимание наиболее талантливых и математически одаренных школьников к информационной безопасности как будущей сфере профессиональной деятельности.  Это обстоятельство наложило свой отпечаток на состав заданий олимпиад. Они, с одной стороны, должны были базироваться на школьной программе, а с другой, помогать выявлять у школьников заинтересованность и склонность к решению стоящих перед отраслью ИБ проблем. Создание фонда таких задач и его ежегодное обновление можно считать самостоятельным научно-педагогическим направлением, достойным глубокого изучения, анализа и развития.

Такой подход в совокупности с проведением олимпиады для учащихся разных классов, от 8 до 11, дополнил целевую функцию проведения мероприятий ознакомлением их участников с криптографией как наукой и повышением математической осведомленности. Кроме того, успешное участие школьника в олимпиадах, начиная с 8-9 классов, позволяет ему ежегодно обогащаться положительным опытом решения задач нарастающей сложности и приводит к осознанной заинтересованности тематикой защиты информации.

Формирование специалиста в сфере ИБ требует не только интенсивного усвоения школьной программы, но и выработки целого ряда специфических квалификационных качеств, в приобретении которых вносит ощутимый вклад участие в олимпиадах. Отметим некоторые из этих качеств.
  1. Умение формализовать задачу, проанализировать ее условия, построить для ее решения математическую модель.
  2. Способность разработать поэтапный план решения, четко выделяя взаимосвязанные подзадачи, что в конечном итоге сблизит процесс решения с построением формального алгоритма и его реализацией.
  3. Готовность привлечь для решения знания из различных разделов математики, чего не хватает в школьном обучении, выстроенном преимущественно по тематическому принципу и страдающему выработкой шаблонов мышления.
  4. Высокая творческая активность, при которой школьник не ограничивается подбором стандартных приемов, но способен отыскать совершенно новые пути решения.
  5. Самостоятельность, основанная на необходимости рассчитывать исключительно на собственные силы и знания.
Как показывает практика, психология школьника такова, что даже однократный успех в развитии хотя бы одного из этих качеств в рамках Олимпиады получает устойчивое закрепление. Если функции воспитания интереса к отрасли информационной безопасности понятны, то над отражением специфических, присущих исключительно данному виду деятельности черт организаторы олимпиад творчески работают в каждом годовом цикле их проведения. Достичь желаемого результата удается путем составления и тонкой настройки задач.

Постановки многих задач олимпиад – криптографические. Часть имеет криптографическую окраску, но их суть – математическая или алгоритмическая. Отдельные задачи – просто математические. Тематика предлагаемых задач весьма разнообразна. Задачи первых олимпиад по криптографии в основном были посвящены так называемым ручным шифрам, некоторые из которых применялись еще до нашей эры. Позднее появились задачи, в которых затрагивались и разделы современной криптографии, такие как криптосистемы с открытым ключом, стеганография, квантовая криптография и криптографические протоколы. Также возник цикл задач, относящихся скорее к области защиты информации, чем собственно к криптографии.

При составлении вариантов заданий олимпиад для различных возрастных категорий особое внимание уделяется оценке сложности задач и времени, отводимому на их решение. Благодаря этому практически каждый год находятся участники, решившие все задачи. При подведении итогов организаторы каждый год с удовлетворением отмечают наличие у отдельных участников оригинальных решений, более красивых, чем исходно предполагавшиеся составителями.

Стоит отметить, что подготовка заданий усложняется тем, что ежегодно разрабатывается три цикла сценариев: для 8-9, 10 и 11 классов – каждый со своей спецификой, но с сохранением связи между собой. К этой сложной работе привлекаются коллективы преподавателей, возглавляют ее опытные и авторитетные специалисты. По итогам олимпиад ежегодно издаются сборники задач и решений.

Высокий уровень организационного и методического обеспечения олимпиад породил еще один феномен – большое внимание представителей отрасли к заключительному мероприятию олимпиадного цикла – подведению итогов и награждению победителей. Площадками для проведения таких мероприятий в разные годы выступали Президентский зал здания Президиума и Математический институт РАН, Художественная галерея А.М. Шилова и другие. Одна из причин такого внимания – осознаваемая всеми специалистами в области информационной безопасности потребность в ее популяризации.

Проводимые олимпиады дают системную основу для позиционирования отрасли информационной безопасности в современном обществе и привлечения школьников к развитию в направлении этой сложной, но исключительно интересной области науки и техники.
 
 
BIS-СПРАВКА

Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии. В прошлом учебном году она была проведена в двадцать пятый раз. Олимпиада проводится ежегодно с 1991 года Академией криптографии РФ совместно с Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ, при участии Федерального учебно-методического объединения по направлению подготовки информационная безопасность и входящих в его состав вузов. Заключительный – очный этап Олимпиады проводится более чем в 40 субъектах РФ. С 2008-09 учебного года Олимпиада ежегодно включается в Перечень Минобрнауки, что позволяет вузам предоставлять ее победителям и призерам льготы при поступлении.

Председателем оргкомитета Олимпиады долгие годы является В.Н.Сачков – вице-президент академии криптографии РФ, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Методическую комиссию всегда возглавляли ведущие математики России: с 2000 по 2013 годы – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик Академии криптографии РФ Ю.В.Прохоров, с 2014 года – вице-президент РАН, директор Математического института им. В.А.Стеклова РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик Академии криптографии РФ В.В.Козлов.

В настоящее время Олимпиада проходит в три этапа: ознакомительный, отборочный и заключительный. Кроме того, в течение всего года школьникам доступны on-line курсы подготовки к Олимпиаде. Сайт Олимпиады: www.cryptolymp.ru

Межрегиональная олимпиада по информатике и компьютерной безопасности. Проводится с 2006 года Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, при участии Федерального учебно-методического объединения по направлению подготовки информационная безопасность и входящих в его состав вузов. Председатель методической комиссии — академик РАН В.К. Левин. Входит в Перечень олимпиад Минобрнауки России с 2015 года. Очный этап проводится более чем в 20 городах России.