14/01/2025

Внешние к цели мошенника (мобильному устройству пользователя) методы защиты, которые реализуются в финансовых организациях, у операторов связи и у других посредников совершения финансовых и других операций, конечно, нужны и важны, но не позволяют до конца решить задачу защиты от мошенников и спама.

Обоснованием этого вывода является весьма печальная (несмотря на периодическое внедрение новых методов внешней защиты) статистика, демонстрирующая непрерывный рост числа инцидентов «развода на деньги» различных категорий граждан — пользователей информационных систем (например, банковских мобильных приложений), а также параллельное этому увеличение объёма украденных денег. При этом мошенники проявляют необычайную изобретательность, постоянно меняя векторы атак.

Способы обмана физических лиц непрерывно меняются и совершенствуются. Они подстраиваются под изменяющуюся политическую, технологическую, новостную конъюнктуру и поэтому часто достигают цели, лишая денежных средств как известных в стране лиц, так и обычных людей (нередко преклонного возраста). О значительных возможностях мошенников говорит тот факт, что, бывает, даже опытные в информационных технологиях люди — высококвалифицированные специалисты в области информационной безопасности — попадаются на удочку преступников.

Но только ли мошенники доставляют неприятности пользователям? Конечно, нет. Маркетологи и поддерживающие их ИТ-специалисты непрерывно создают новые всё более изощрённые инструменты для продвижения своих товаров и услуг. И обычный пользователь видит результаты этих «достижений» в форме различных информационных сообщений, появляющихся на его мобильном устройстве в самое неподходящее время, когда нужно работать, выполнять срочное задание и не отвлекаться на посторонние вопросы. Причём подобные рассылки специально разрабатываются и программируются на появление в рабочем смартфоне в prime-time. Кроме мошеннических и рекламных рассылок пользователей также беспокоят и другие «мусорные» сообщения, включающие различные предложения и картинки, среди которых приглашения «поиграть», «в гости», сексуальные и порнографические изображения и прочие гадости. Ясно, что с этой не ожидаемой информацией нужно что-то делать и как-то её ограничивать. И здесь может помочь регулирование настроек мобильного устройства. При проведении этих работ нужно всегда учитывать тот факт, что, как указано выше, разработчики различных информационных рассылок (спама) целенаправленно изобретают методы борьбы с антиспамовыми защитными инструментами, применяемыми в современных мобильных устройствах.

Настройки смартфона зависят от нескольких факторов и параметров. Основные из них это — компания-производитель гаджета, операционная система с надстройкой, зависящей от этой компании, и, собственно, возможности и интерфейсы приложения «Настройка», которое имеется в каждом гаджете.

В этой статье мы будем придерживаться возможностей настроек смартфонов с ОС Android, выпущенных компаниями бренда Xiaomi с надстройками MIUI и HyperOS. Но как показывает опыт и практика, похожие элементы настроек имеются почти во всех моделях смартфонов.

Итак, первое, что нужно сделать это — отрегулировать настройки разделов «Уведомления», которые располагаются в различных блоках общего раздела «Настройки». Если пользователь работает на своем гаджете и не заинтересован в посторонней информации, которая появляется в случайное, часто самое неподходящее время, то необходимо ограничить постороннюю информацию. Она обычно даёт о себе знать в режиме уведомлений. Поэтому необходимо, прежде всего, отрегулировать «под себя» настройку этих уведомлений.

Разделы уведомлений присутствуют как в общих настройках смартфона, так и в настройках отдельных его элементов: браузера, сайтов, а также отдельных приложений. По умолчанию, обычно, уведомления для «почти всего» включены. Рекомендуется их отключить для максимального количества элементов, оставив включёнными только уведомления тех приложений, сайтов и других элементов и событий, за данными которых пользователю необходимо непрерывно наблюдать без запуска этих информационных ресурсов. Сюда могут войти банковские приложения, приложения календаря, электронной почты и мессенджеров и т. д. В общем, рекомендуется оставлять включёнными только уведомления тех приложений, о данных по которым нужна непрерывная информация.

Рассматриваемую регулировку, начнём с уведомлений браузеров. Для примера возьмём два наиболее распространённых в Android-смартфонах браузера — Chrome и «Яндекс». В «Яндекс» в настройках выбираем «Уведомления» (скан 1). В первых трёх сточках выключаем уведомления. Далее, в четвёртой строке («Уведомления от Яндекса») оставляем минимум самых необходимых в любую минуту уведомлений (скан 2). Остальное выключаем. В следующей строке («Уведомления от мессенджера») — хотя этим мессенджером мало кто пользуется — также выключаем по максимуму предусмотренные меню уведомления (скан 3). И, наконец, последняя строка («Уведомления от сайтов») в настройках включаем «Спрашивать разрешения перед отправкой» (скан 4). Кстати, независимо от браузера рекомендуется отвечать отрицательно на вопрос об отправке уведомлений с любого сайта.

Далее, в настройках «Яндекс» в разделе «Блокировка рекламы» следует отказаться от рекламы (скан 5).

Скан 1

 

Скан 2

 

Скан 3

 

Скан 4

 

 

Скан 5

 

Для браузера Chrome для блокировки уведомлений и всплывающих окон можно прочитать инструкцию (она есть в меню браузера), а можно зайти в «Настройки» и, далее, в разделе уведомления — выключить «Показывать уведомления», а в разделе «Настройка сайтов» — заблокировать «Всплывающие окна и переадресация» (сканы 6 и 7).

Скан 6

 

Скан 7

 

Следующая настройка касается входящих звонков. Ранее уже отмечалось, что для некоторых категорий пользователей разговор с опытным мошенником из «банка», «поддержки портала госуслуг», «Следственного комитета», «ФСБ» или других ведомств заканчивается потерей денежных средств. Поэтому очень важно оградить таких пользователей от общения с незнакомыми людьми или от звонков с незнакомых номеров телефонов. Многие смартфоны позволяют это реализовать в настройках. Существует несколько путей реализации таких настроек. В любом телефоне для начала нужно найти настройку «Антиспам». В приведённом ниже скане настроек смартфона в цепочке «Настройки — Приложения — Системные приложения» можно зайти в раздел «Безопасность» или в раздел «Вызовы», где обычно находится раздел «Антиспам», который нужно инициировать.

Скан 8

 

Скан 9

 

Далее, в разделе «Блокировка вызовов» необходимо включить блокировку вызовов от незнакомых номеров и/или блокировку вызовов от скрытых номеров (скан 10).

Скан 10

 

В некоторых смартфонах имеется возможность разрешить вызовы только от контактов, которую в этом случае и нужно инициировать. При реализации таких настроек все вызовы от не-контактов будут блокироваться. Причём пользователь не услышит вызов, но увидит его блокировку в перечне вызовов. Это полезная для пользователя информация в том случае, если он ждёт вызов от курьера или другого абонента, телефон которого заранее не известен. В таких ситуациях можно включить новый номер в свои контакты, и он в дальнейшем уже не будет блокироваться.

Приведённые выше настройки смартфона позволяют более чем на 90% уменьшить спам-нагрузку и практически исключить звонки от мошенников.