От действий «социальных инженеров» в первую очередь страдают самые доверчивые – пожилые люди. Они легко идут на контакт, когда им предлагают помощь, т.к. часто действительно в ней нуждаются. Ситуацию усугубляет и то, что и потерю денег, и сам факт обмана они воспринимают особенно тяжело.
Преступления, совершаемые путем социальной инженерии,нужно и можно предотвращать. И тут задача банка — научить клиента простым правилам безопасности при использовании банковских продуктов и услуг. Сбербанк системно занимается повышением киберграмотности всех клиентов, но люди «серебряного возраста» — одна из главных наших аудиторий.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Инструментов, которые помогают нам повышать киберграмотность населения, довольно много. Для старшего поколения Сбербанк разработал специальную программу, которая называется «Активный возраст». На сайте программы размещён курс по финансовой грамотности, который учит в том числе и защите от мошенников.
Другой инструмент – видеоролики. Они демонстрируются в отделениях банка и дают чёткие ответы на самые актуальные вопросы финансовой безопасности. Как правильно пользоваться банковской картой, мобильным и интернет-банком? На какие уловки идут кибермошенники? Как распознать мошенничество и что делать, если злоумышленникам всё же удалось добиться своего?
Любые знания важно закреплять с помощью проверок, поэтому мы часто предлагаем клиентам пройти несложные тесты.
Поиск новых форматов ведется постоянно. Например, в апреле Сбербанк начал проводить в своих московских офисах образовательные встречи с пожилыми клиентами. Сотрудники банка рассказывают о правилах кибербезопасности в сфере личных финансов и отвечают на вопросы. Важность личного общения трудно переоценить — ведь только так мы можем понять, насколько эффективна наша работа.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь может быть самой неожиданной. К примеру, мы рассказываем о том, что нельзя записывать ПИН-код на бумажке, а в ответ слышим от старушки: «Да знаю я, что нельзя, а что же мне делать, раз у меня склероз…». Действительно, дорога от знаний к навыкам может быть очень долгой и тернистой, особенно для пожилых людей. Однако одолеть этот путь необходимо.
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Мы учим наших пожилых клиентов очень простым вещам. Например, всегда внимательно относиться к звонкам незнакомцев, никому не сообщать подтверждающие коды из СМС, ПИН- и CVV-коды от банковских карт,не хранить ПИН-код вместе с картой, прикрывать клавиатуру рукой при вводе ПИН-кода, использовать только официальные банковские приложения Сбербанка из AppStore, Google Play и Windows Store, не переходить по ссылкам в подозрительных СМС-сообщениях и письмах.
СПЕЦСЕРВИСЫ
Кроме того, Сбербанк разрабатывает специальные сервисы, которые помогают пожилым людям защитить свои деньги. Например, в web-версии Сбербанк Онлайн можно ввести ограничения на сумму переводов. И если злоумышленник получил доступ к интернет-банку клиента, большая добыча ему не светит. А совсем недавно появилась возможность сделать свои счета «невидимыми»: скрыть их во всех удалённых каналах обслуживания. Разумеется, мы рассказываем клиентам об этих дополнительных способах защиты и учим ими пользоваться.
Наш опыт показывает, что вся эта просветительская работа приносит результаты. Конечно, сложившуюся ситуацию невозможно изменить в одночасье — так, чтобы все клиенты тут же стали абсолютно киберграмотными, а «социальным инженерам» пришлось искать другие занятия. Однако пожилых людей, которые освоили и научились применять навыки «финансовой самообороны», становится всё больше.
Пример обучающего материала Сбербанка по теме «Социальная инженерия»