В июне 2019 года исполнилось 125 лет поездке министра финансов России С.Ю. Витте на Кольский полуостров. Она стала важной вехой и в освоении Севера, и в защите российских интересов в Арктике.
ПОРУЧЕНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III
Александр III и С.Ю.Витте
Сам Сергей Юльевич Витте вспоминал о причине своей командировки так: "Император поручил мне поехать на Север, познакомиться с ним и узнать, нельзя ли найти там такого рода незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою" (1). Министр отправился в поездку с представительным сопровождением местной власти, предпринимателей и журналистов. Среди них находился и С.И. Мамонтов, только что получивший подряд на прокладку железной дороги от Вологды до Архангельска.
"ВСЕПОДДАННЕЙШИЙ ДОКЛАД..."
По возвращении в Петербург С.Ю. Витте отметил в своём письменном докладе Императору (2):
"Я прошёл на пароходе весь мурманский берег, начиная от Святого Носа и до Паз-реки, заходя в главнейшие заливы и бухты. Мурман находится всего в 3-4 дневном переходе от берегов Великобритании и в 6-7 дневном переходе от Средиземного моря и, следовательно, от торговых путей, где сосредоточены самые важные и жизненные интересы европейских государств. Он изобилует природными гаванями, которые могут быть обращены в порты с сравнительно небольшими затратами... В этом отношении мурманские заливы... могут быть сравнимы... только с Севастопольскими, но и перед этими последними они имеют важное преимущество, глубже врезываясь в материк, что, при возвышенных к тому же берегах, не только обеспечивает судам спокойную стоянку, но даёт флоту и всем его учреждениям полную защиту от бомбардирования со стороны моря. Так, Кольская бухта на Мурмане вдаётся в материк на 50 вёрст, а вполне незамерзающая часть её имеет 14 вёрст длины и от 2 до 2.5 вёрст ширины с многочисленными по обоим берегам бухтами и заливами, из коих лучшею представляется Екатерининская гавань, расположенная в 6 верстах от входа в Кольскую губу и вполне защищённая от океанского волнения... Совокупность объяснённых условий делает Мурман особенно пригодным для создания там военного порта, как опорного пункта, предоставляющего флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах. Устройство такого порта, обеспечивая нашему доблестному флоту полный простор для действий во время войны.., дало бы государству возможность широко пользоваться флотом для достижения государственных целей в международных отношениях. (Выделено Александром III). В настоящее время морские силы России, имея главные опорные пункты в замкнутых и замерзающих морях, лишены необходимой свободы действий, в случае войны, как выход русских крейсеров из Чёрного и Балтийского морей, так и обратный доступ им в эти моря может быть закрыт".
КОРРЕКТИРОВКА СЕВЕРНОГО ПРОЕКТА
К сожалению, Александр III вскоре умер, не успев сделать распоряжений по проекту. В начале правления Николая II Витте вынужденно видоизменил свои предложения (3): "В видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления её зависимости от иностранных купцов следует безотлагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов коммерческого порта, который вместе с тем служил бы и административным центром". Но Кольский полуостров был очень малолюден, даже в 1914 г. там проживало постоянно лишь 13000 жителей. По мнению министра, с развитием порта на Мурман потянутся переселенцы, что усилит русское присутствие на Кольском Севере. При этом правительство должно было обеспечить "сооружение за казённый счёт в Екатерининской гавани частных домов, которые на известных льготных условиях по пониженной стоимости передавались бы в собственность благонадёжным лицам из числа русских подданных" (3).
ПРОЕКТ ОДОБРЕН
Общее руководство работ, одобренных решением Государственного Совета, было возложено на архангельского губернатора А.П. Энгельгардта. Местная пресса с воодушевлением писала (4): "Весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по берегам Мурманского побережья, о том, что в будущем году пароходы из Архангельска будут ходить еженедельно... в значительной степени возбудили энергию и предприимчивость, как промышленников, так и торговцев. В Териберке купец Мерзлютин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, соляной склад на 100.000 пудов соли, склад угля и, что особенно важно, - казарму для рабочих на несколько сот человек... Да, не далеко, по-видимому, то время, когда, наконец, Мурману суждено получить подобающее ему коммерческое и политическое значение". Решение о проведении Мурманского телеграфа было принято сразу после поездки Витте на Север. К тому моменту на мурманском направлении телеграфная линия была доведена лишь до г. Кеми. Строительство новой линии проходило в сложных условиях, особенно на Мурманском побережье. Там, в скалистой, безлесной, местами сильно заболоченной местности рабочим пришлось вручную разносить столбы и оборудование на большие расстояния. В 1895 г. телеграф соединил Колу с Екатерининской гаванью, в 1896 г. - с полуостровом Рыбачий и норвежской границей. В 1903 г. телеграфной связью с центральной Россией оказались охвачены все наиболее важные в административном, промысловом и военном отношениях пункты Кольского полуострова (5).
ГОРОД ФИНАНСИРОВАЛСЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ
Одновременно шло обустройство новых портов и поселений. Порт в Екатерининской гавани, оборудованный по последнему слову техники, был построен в 1896-1898 гг. Береговую часть на протяжении нескольких сотен метров выровняли и облицевали камнем, а по верху устроили набережную нового города - Александровска. Рубленые в Архангельске здания и их оснащение перевозили пароходами, работы по электрическому освещению выполнили с учётом длительных полярных ночей. Уже в феврале 1898 г. уездное управление из Колы было перенесено в Александровск. Вскоре там открыли больницу, училище, научно-промысловую экспедицию и биологическую станцию, переведённую с Соловецких островов.
Город финансировался из государственной казны; всё его взрослое население, 700-800 человек, числилось служащими. Так осуществился беспрецедентный проект, инициированный и полностью профинансированный государством (3).
"ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ..."
24 июня 1899 г. состоялось официальное открытие нового города. На торжество прибыли многочисленные русские и иностранные гости. В Екатерининской гавани встали крейсер "Светлана", норвежский броненосец "Торденшельд" и ещё с десяток крупных пароходов. Праздник украсили парад военных моряков и освящение церкви святителя Николая Чудотворца, видной отовсюду за несколько вёрст. Проект церковного иконостаса выполнил В.М. Васнецов, а часть икон написали К.А. Коровин и известный строитель железных дорог Н.К. фон Мекк. С.И.Мамонтов и его семья оплатили всё художественное оформление храма (3).
Праздник в Александровске 24 июня 1899 г.
С.И.Мамонтов под впечатлением от совместной с С.Ю. Витте северной поездки ещё летом 1894 г. направил на Мурман художника К.А. Коровина. Так родился проект павильона "Крайний Север" для будущей художественно-промышленной выставки. Как известно, знаменитая выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде весьма способствовала популяризации Русского Севера в российском обществе, искавшем тогда свои истоки. Север навсегда увлёк К.А. Коровина. И павильон, эмоционально им оформленный, имел большой успех.
Павильон "Крайний Север"
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, КАЗАЛОСЬ, ТАК БЛИЗОК
Военный флот в 90-е годы тоже активизировал освоение арктических морей. С 1894 по 1901 г. гидрографические экспедиции исследовали морское побережье от устья Печоры до Таймыра. Открытую в Обской губе бухту Находка с 1897 г. стали использовать для торгового сообщения Сибири с Англией. В 1901 г. адмирал С.О.Макаров возглавил плавание к российской Земле Франца-Иосифа на ледоколе "Ермак". Тогда, в начале 20 столетия арктические экспедиции следовали одна за другой. Российских и иностранных исследователей влекли таинственная "Земля Санникова", "нащупанная" где-то севернее Новосибирских островов, и Северный полюс. Слабо подготовленные к плаваниям и зимовкам в условиях Арктики, без радиосвязи участники этих отважных предприятий подвергали себя смертельному риску. Трагически завершились экспедиции Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова, начавшиеся в конце лета 1912 г.
После русско-японской войны в Арктике стали чаще появляться боевые корабли. В сентябре 1906 г. отряд в составе эскадренных броненосцев "Слава", "Цесаревич" и крейсера "Богатырь" совершил плавание из Балтийского моря на Мурман. Военные моряки изучали Северный морской театр, а также возможные места базирования флота и в последующие годы.
ПОСЛЕДНЕЕ ВЕЛИКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ
Одновременно изучались возможности сквозного плавания по Северному морскому пути. Именитый полярник А.В. Колчак предложил проект конструкции судов ледокольного класса и их совместного плавания с целью освоения маршрута от Владивостока до Архангельска. В 1909 г. ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач" были построены и перешли южными морями во Владивосток для участия в Гидрографической экспедиции. Как известно, в 1914-1915 гг. "Таймыр" и "Вайгач" впервые прошли Северным морским путём от Владивостока до Архангельска.
В ходе тяжёлых и сложных исследований полярных морей эта экспедиция, руководимая Б.А. Вилькицким, совершила последнее великое географическое открытие в истории человечества: она обнаружила в 1913 г. неизвестный тогда архипелаг, размером чуть менее Голландии. Он был назван Землёй Николая II, ныне это Северная земля. На архивном фото Б.А. Вилькицкий и его заместитель П.А. Новопашенный представлены в кругу офицеров ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач».
Офицеры – участники арктической экспедиции, Б. А. Вилькицкий и П. А. Новопашенный – 3-й и 4-й справа в первом ряду
«БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ» СОЮЗНИКИ ПОЛУЧИЛИ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА
Начавшаяся Первая мировая война резко усилила роль Арктики в морских сообщениях с союзниками. Стала необходимой и прямая кабельная связь. Уже в декабре 1914-январе 1915гг. за три недели проложили подводный телеграфный кабель от Питерхеда (в Шотландии) до Александровска (3). А ещё осенью в Архангельске на английский крейсер доставили присланные российским командованием важные криптографические документы германского флота. Они были захвачены российскими моряками на крейсере "Магдебург" и стали использоваться для дешифрования германских радиограмм. Как известно, эти документы существенно повлияли на создание и первоначальную деятельность британской военной дешифровальной службы, именовавшейся тогда как "Комната 40". У. Черчилль в своих мемуарах указал:
"Русские считали, что Адмиралтейству Англии, ведущей морской державы, следовало бы иметь эти книги и карты. И если бы мы прислали корабль, то русские офицеры, в ведении которых находились книги, доставили бы их в Англию. Мы незамедлительно отправили такой корабль, и октябрьским вечером... получили из рук наших верных союзников слегка попорченные морем бесценные документы».
Оперативные северные контакты с союзниками по дешифровальным вопросам продолжались всю войну, постепенно переместившись на Кольский полуостров.
АРКТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
Ещё в декабре 1914 г. Император Николай II одобрил проект строительства железной дороги до Кольского залива и к ноябрю 1916 г. магистраль Петрозаводск-Кола длиной 1053 км была проложена. 21 сентября в Кольском заливе заложили город Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск) с крупным портом. Масштабы арктических перевозок времён Первой мировой войны впечатляют. Тогда по северным морским коммуникациям в обоих направлениях прошли 3580 транспортов, на которых было перевезено в Россию 5 475 000 тонн различных грузов и вывезено за границу 4 463 000 т (6). Для сравнения: северные конвои союзников в 1941-1945 гг. доставили 3 964 000 т (7).
ФЛОТИЛИЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Конечно, немцы стремились сорвать военные поставки и направили к Мурманскому побережью подводные лодки. Охрану морских коммуникаций на Севере сначала возложили на английские боевые корабли. Русское военно-морское присутствие началось с разведки, в том числе радиоразведки. В августе 1915 г. была организована Служба связи Белого моря, зона ответственности которой охватывала и побережья полярных морей. Для защиты Кольского залива и морских конвоев в феврале 1916 г. начали формировать флотилию Северного Ледовитого океана, в основном из судов с Дальнего востока, а также новых тральщиков и ледоколов. Для включения в состав флотилии Россия купила у японских союзников 3 бывших своих корабля - броненосцы "Полтава", "Пересвет" и крейсер "Варяг", затопленные в 1904 г., но затем поднятые и восстановленные (6).
В годы Первой мировой войны германскому флоту не удалось существенно нарушить судоходство союзников на Севере. Большая заслуга в этом принадлежит флотилии Северного Ледовитого океана. В период гражданской войны формирования флотилии смогли пресечь попытки захвата части Кольского полуострова со стороны Финляндии. Корабли использовались и для снабжения приморских районов Севера.
НАЧАЛО «СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА»
В военные годы стало оформляться явление, известное позже как "проблема северного завоза". Прежде всего это касалось продовольствия. Его доставка резко осложнилась в конце 1917 г. Решение видели в вывозе продовольствия из Западной Сибири морем.
В начале 1918 г. Гидрографическое управление представило проект товарообменной экспедиции в Сибирь. Руководство поручили Б.А. Вилькицкому (9), одновременно П.А. Новопашенному предложили возглавить работы в восточной части Северного морского пути. Оба полярных капитана успели послужить и на боевых кораблях, и в Службе связи Балтийского флота. Об успехах Службы связи и дешифровальщиков её знаменитой Радиостанции Особого Назначения ныне хорошо известно (8). П.А. Новопашенный стал последним дооктябрьским начальником Службы связи БФ.
До Первой мировой войны уже было совершено более 100 рейсов с экспортными товарами из Сибири и в 1918 г. Советское правительство поддержало инициативу моряков. Оно рассчитывало использовать ресурсы Сибири, где в результате приостановки экспорта скопились большие запасы. Гидрографической экспедиции декретом Совнаркома был выделен 1 миллион рублей.
Конечно, в условиях Гражданской войны на Севере этот декрет был мало полезен. Но руководители "белой" Северной области и Военное командование союзников тоже были заинтересованы и в доставке продовольствия, и в установлении морским путём связи с Сибирским правительством. Благодаря этому, экспедиция сумела наладить навигационное оборудование фарватеров, обеспечение работы побережных радиостанций. Правительство Колчака также участвовало в подготовке экспедиции, создав Комитет Северного морского пути, состоявший из представителей кооперативных объединений, норвежских и английских торговых компаний (9).
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ
В начале августа 1919 г. караван из 7 пароходов и 19 барж двинулся из Омска и Новониколаевска (ныне Новосибирск) вниз по Оби. В Архангельск отправили 540.000 пудов зерна, 70.000 пудов масла, а также значительные количества жиров, мёда и валенок. Экспедиция Б.А. Вилькицкого вышла из Архангельска 15 августа 1919 г., имея в своём составе 14 судов и барж. В первой половине сентября они прибыли в Обскую бухту Находка, там передали груз на речной караван. В Омск среди прочего было доставлено около 100.000 пудов военного снаряжения, но часть его вскоре стала трофеями наступавшей Красной армии (10).
В 1923-1924 гг. были организованы уже советские товарообменные экспедиции в Карское море. Для заведывания морской частью экспедиций вновь был приглашён Б.А. Вилькицкий, оказавшийся тогда в эмиграции (9). Эти экспедиции подготовили условия для освоения Северного морского пути.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАПОЛЯРЬЯ
Остатки военной флотилии расформировали в конце 1922 г. Если в 1917 г. в Мурманске проживали 12500 человек, то после Гражданской войны число его жителей уменьшилось в 5 раз. В 1926 г. ранг Александровска понизили до села, а в следующем году село переименовали в Полярное. Охрана побережья и морских ресурсов стала символической, иностранные браконьеры освоились даже в устье Северной Двины. Переломный момент для возрождения и развития Советского Заполярья настал лишь в 1933 г. Именно тогда состоялся и однодневный визит И.В. Сталина и С.М. Кирова в Мурманск и Кольский залив.
Литература
1. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1. М., 1960.
2. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т.1. Кн.2. Ч.1. М., 2004.
3. Вехов Н. От Александровска-на-Мурмане до Полярного. // Московский журнал, 2005, №11.
4. Очерк путешествия Архангельского Губернатора А.П. Энгельгардт в Кемский и Кольский уезды в 1895 году. Архангельск, 1896.
5. Белоусов К.А. Развитие телеграфной связи на Кольском Севере в конце XIX - начале XX вв. // История науки и техники, 2009, №8.
6. Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознамённый Северный флот. М., 1983.
7. Монин С.М. Дорогами ленд-лиза //Великая Победа в 15 т. Т. 15 /М.: МГИМО-Университет, 2015.
8. Столпаков Б.В. Триумф и трагедия радиоразведки Балтийского флота. // Информационная безопасность банков, 2017, №№2, 3.
9. Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Архангельск, 2001.
10. Жалнин Д.Е. История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.). Диссертация канд. ист. наук. Воен.-мор. музей Сев. флота, 2005.
Автор: Борис Столпаков, историк, кандидат физико-математических наук