СВЯЗЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Когда в конце 1941 г. Ленинград был блокирован немцами, остро встал вопрос о ВЧ связи города с Ленинградским фронтом и Ставкой. Народный комиссариат (НК) связи организовал связь по радио. Воспользоваться ею в полной мере не получилось из-за недостатка шифровальной аппаратуры. Нужна была проводная линия. НК связи и НК обороны приняли решение в экстренном порядке проложить кабель по единственно возможному направлению – по дну Ладожского озера. Прокладка велась уже под обстрелом противника. В результате была организована непрерывная проводная связь по воздушной линии через Вологду на Тихвин, далее по кабелю до Всеволожской, затем опять по "воздушке" до Ленинграда. Таким образом Ставка всю войну имела с Ленинградом устойчивую ВЧ связь [1].
ПРОТИВ ВОЗДУШНОГО ВРАГА
В битве за Ленинград, пожалуй, наибольших успехов радиоразведка добилась в борьбе с немецкой авиацией и дальнобойной артиллерией. Выход немецких войск на ближайшие подступы к городу лишил нашу ПВО возможности своевременно предупреждать истребительную авиацию, зенитную артиллерию и население о подходе вражеских бомбардировщиков. Командующий Ленинградским фронтом – в то время генерал армии Г.К. Жуков – потребовал от разведки обнаруживать немецкие самолёты с момента их взлета с аэродромов. Это оказалось возможным.
Ленинградские радиоразведчики первыми обнаружили радиосвязь немецкой авиации в УКВ-диапазоне. Пионером на этом направлении был инженер К.И.Дроздов. С 1942 г. на ленинградском заводе им. Козицкого стали производить разведывательные УКВ-радиоприемники для нужд всех фронтов. На Ленинградском фронте действовали 472-й, 345-й и 623-й отдельные радиодивизионы (орд) ОСНАЗ, а также 41-я отдельная радиостанция ОСНАЗ.
Сразу после начала войны радиоразведчики и криптоаналитики активно включились в работу. Уже в 1941 г. они наладили перехват метеорологических сводок, которые передавали шведские радиостанции. Эти сводки очень помогали нашей дальней авиации.
Наши специалисты работали в очень трудных условиях. Сначала сложность состояла в большой удаленности средств радиоразведки от источников информации. После начала блокады – наоборот, стабильность фронта позволила немцам и финнам свести к минимуму применение радиосвязи в войсках. Они стали пользоваться проводной связью.
472-Й ОРД ОСНАЗ
Тяжелые условия заставили радиоразведчиков искать новые источники информации, повышать эффективность разведки. Ведущее положение тут занимала старейшая радиочасть Красной армии, бывший 1-й дивизион ОСНАЗ, теперь ставший 472-м. Руководил им опытный радиоразведчик, участник испанских событий Л.Сазыкин. Дивизион был хорошо оснащен техническими средствами и укомплектован грамотными специалистами. Важным фактором эффективности стало и то, что почти все военнослужащие участвовали в советско-финской войне. С одной стороны, противник был хорошо знаком, с другой, радиоразведчикам не пришлось тратить время на боевое слаживание.
Первый серьезный успех был достигнут уже 24 июня 1941 г. В разведотделе фронта отработали карту аэродромов Финляндии и Северной Норвегии с указанием координат и числом базирующихся там самолетов. В этот основополагающий документ вошли и данные от радиоразведчиков и криптоаналитиков. 25 июня вся эта армада фашистских бомбардировщиков должна была нанести удар по Ленинграду. Пользуясь разведданными, авиация Северного фронта и Балтийского флота нанесла упреждающий удар по аэродромам. Было уничтожено 130 вражеских самолетов.
11 июля, несмотря на большое удаление дивизиона от линии фронта, радиоразведчикам удалось вскрыть дислокацию и маршруты движения дивизий немецкой 4-й танковой армии. Захватив Псков и пытаясь развить успех, немецкое командование отдало приказ войскам взять Ленинград сходу. Но предупрежденное радиоразведкой советское командование приняло меры, и враг был остановлен под городом Лугой. Потерпев неудачу, немцы решили скрытно обойти Лугу с запада, нанести удар по Кингиссепу, выйти на Копорское плато и через Красное село войти в Ленинград. Но и этим планам не удалось сбыться, специалисты 472-го орд ОСНАЗ вновь предупредили командование, и их данные подтвердили воздушная и войсковая разведки.
СМЕНА ВЕКТОРА
Немцы не оставляли попыток взять Ленинград штурмом, но все их попытки провалились. Было принято решение о блокаде – удушении города голодом, систематическими артиллерийскими обстрелами и авиационной бомбардировкой. В этих условиях изменились задачи радиоразведки. Главным стало добывание данных об авиации и артиллерии противника, чтобы противодействовать авианалетам и артобстрелам.
6 сентября 1941 г. Ленинград подвергся первой бомбардировке. Обстановка для борьбы с авиацией сложилась крайне неблагоприятная. Посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) оказались в пределах города. Фашистским самолетам требовалось несколько минут, чтобы долететь от линии фронта до жилых домов Ленинграда. Противовоздушная оборона лишилась возможности своевременно предупреждать нашу истребительную авиацию, зенитную артиллерию и население города о приближении бомбардировщиков.
Тут на помощь и пришли радиоразведчики и дешифровальщики. Они прослушивали радиообмен в районе вражеских аэродромов, засекали время старта бомбардировщиков, устанавливали их курс и следили за ними во время полета, чтобы наши истребители могли встретить их на подлете.
РАДИОБИТВА
Наши радиоразведчики начали с тщательного изучения особенностей радиосвязи в немецкой авиации, установили сигналы скрытого управления при боевых вылетах, выявили признаки, указывающие на подготовку самолетов к взлету и подъем в воздух, организовали обнаружение бортовых радиостанций бомбардировщиков в средневолновом и коротковолновом диапазонах. По характеру радиообмена ведущего самолета определялось число машин в группе и их тип. Благодаря всему этому немецкие самолеты засекались еще в 150–190 км от города. Предупреждение о подлете вражеской авиации передавалось на главный пост ВНОС ПВО за 25–30 мин.
Немцы, в свою очередь, тоже были не лыком шиты, они предпринимали меры по противодействию нашей радиоразведке. Сокращалось время сеансов связи самолетов с наземными службами. Это заставило наших специалистов изыскивать новые тактические приемы. Были созданы специальные группы поиска и наведения в приемных центрах дивизионов, на радиопеленгаторных пунктах.
Талантливый инженер старший лейтенант К.Дроздов с помощью трофейного ультракоротковолнового приемника, снятого со сбитого немецкого самолета, обнаружил радиосвязь немецких самолетов в УКВ диапазоне. Данные, добытые Дроздовым, оказались настолько важны для определения действий вражеской авиации и дальнобойной артиллерии, что новому источнику разведки было уделено особое внимание. Срочно сформировали спецподразделение под руководством того же Дроздова, которое занималось авиаразведкой в УКВ диапазоне, и с весны 1942 г. до снятия блокады не было случая, чтобы радиоразведчики не отследили групповой вылет вражеских самолетов.
«ЛЕДОВЫЙ УДАР»
Особое значение придавалось радиоразведке переговоров люфтваффе, связанных с авианалетами на «Дорогу жизни». Зимой 1941–1942 гг. орд ОСНАЗ предупредили ПВО о более 2 тыс. вылетов. Весной 1942 г. активность вражеских бомбардировщиков заметно возросла. Немцы готовились к операции «Ледовый удар» с целью уничтожить наши боевые корабли на Неве и другие важнейшие объекты. Первый массированный налет люфтваффе провели 4 апреля 1942 г. В воздух поднялось около 150 бомбардировщиков. Однако ПВО Ленинграда была вовремя предупреждена и «Ледовый удар» не принес немцам ожидаемого результата. В тот день они потеряли больше 60 самолетов.
С открытием навигации на Ладожском озере задачи радиоразведки усложнились. Теперь командование фронтом требовало не только предупреждать о подъеме авиации, но и выявлять потенциальные цели, такие как причалы, станции погрузки и разгрузки. Подсчитано, что за время навигации немецкие самолеты появлялись над Ладожским озером более 5 тыс. раз.
К концу 1942 г. нашими специалистами была полностью выявлена сосредоточенная вокруг Ленинграда группировка противника. Удалось определить число соединений Германии и Финляндии, места их дислокации, аэродромы финских ВВС и частей люфтваффе в Финляндии, Норвегии, а также в полосе действия войск Ленинградского фронта. Специалисты дивизиона своевременно сообщали о налётах вражеской авиации [3].
АРТОБСТРЕЛЫ
Постоянные налеты вражеской авиации, бомбардировки и обстрелы с воздуха – это лишь часть проблем, с которыми столкнулся блокадный Ленинград. Еще одним «бичем» стали обстрелы дальнобойной артиллерии. 4 сентября 1941 г. в 11.00 начался первый артобстрел Ленинграда. Он продолжался до 18.00. Именно в этот день появились первые убитые и раненые, первые разрушения.
Основную тяжесть борьбы с вражеской артиллерией несли на себе советские летчики и артиллеристы. Артиллерийская разведка добилась заметных успехов в определении координат фашистских батарей. В результате нашего огня немцы несли большие потери, и чтобы избежать этого они стали часто менять позиции, отводя пушки все дальше в тыл, что снижало эффективность огня.
К концу 1942 г. немцы изменили тактику. Ставка была сделана на использование дальнобойной артиллерии. Ее огневые позиции находились в 20–25 километрах от города. Таким образом, она оказалась вне зоны досягаемости артиллерийской разведки. Определение координат вражеских пушек осложнялось и тем, что немецкие орудия были смонтированы на железнодорожных платформах и выдвигались на позиции не раньше, чем за сутки, а после обстрела быстро уходили в тыл. Для обнаружения их с воздуха времени почти не оставалось.
Надежда была только на радиоразведку. Основная нагрузка легла на уже знакомый нам 472-й орд ОСНАЗ. Вот что вспоминает об этих событиях фронтовой радиоразведчик Глеб Лопаков: «В 472-м радиодивизионе… были обнаружены две радиосети управления огнем дальнобойной артиллерии, работающие в коротковолновом и средневолновом диапазонах. В этих радиосетях передавались какие-то условные сокращения и кодовые величины, понять которые было невозможно. Офицеры Ю.Буштуев, И.Дьяков, переводчица лейтенант М.Дикман обстоятельно изучили наставления по управлению артиллерийским огнем и, сопоставив теорию с упоминавшимися выше кодированными величинами, смогли их расшифровать» [2].
ПЕРЕЛОМ
С 12 по 30 января 1943 г. силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена операция «Искра», ее результатом стал прорыв блокады Ленинграда. Положение жителей города и его защитников значительно улучшилось, но до полной победы было еще далеко.
Если раньше радиоразведка Ленинградского фронта отслеживала в основном действия авиации и артиллерии противника, то теперь от нее требовалась работа и по сухопутным войскам. Ее силы были направлены на вскрытие расположения вражеских частей, их систему огня, инженерных заграждений. В первую очередь нас интересовала финская «линия Маннергейма». В 1941 г. финны вновь заняли этот район, восстановили оборонительные сооружения, и в 1944 г. советским войскам предстояло штурмовать его еще раз.
Начальник разведки фронта, оценивая работу частей ОСНАЗ, отметил: «Обычно разведывательный отдел фронта, благодаря радиоразведке, был всегда в курсе последних событий и очень часто информировал оперативный отдел штаба фронта и штабы армий о характере действий наших войск и войск противника в самую последнюю минуту» [2].
Действительно, в ходе проведения операции по полному снятию блокады Ленинграда радиоразведка обнаружила отход стрельнинской группировки противника на левом фланге 18 армии. Это случилось 17 и 18 января 1944 г. 19 и 20 января 472-й орд зафиксировал отвод в глубину обороны командных пунктов 50-го армейского корпуса, 9-й и 215-й пехотных дивизий и выход на рубеж южнее Гатчины 11-й пехотной дивизии немцев. 23 и 24 января радиоразведчики засекли передислокацию командных пунктов 26-го армейского корпуса из Тосно в Вырицу и 56-го армейского корпуса из Сиверской в Лугу. Это говорило о спешном отходе немецких войск на юг и юго-запад.
За две недели наступления советские войска полностью освободили Ленинград от блокады. Однако городу все еще угрожали финские войска, нависающие с севера. Чтобы обезопасить город от финнов, командование провело операцию в Карелии и на Карельском перешейке. В ней принимали участие 623-й и 398-й орд ОСНАЗ. Радиоразведчики хорошо изучили противника, но теперь все пришло в движение, а командованию требовались срочные данные по изменению обстановки. 623-й орд удалось установить, что перед фронтом наших войск находятся только финские части. Немецких соединений не обнаружили. [2].
К концу июля 1944 г. наши войска достигли советско-финской границы. Финляндия прекратила боевые действия и вышла из войны. 472-й орд ОСНАЗ был удостоен ордена Красного Знамени.
БОЕВОЙ КРИПТОАНАЛИЗ
В тесном контакте с радиоразведчиками работали криптоаналитики, так как многие, а с 1943 г. практически все немецкие сообщения зашифровывались. Нашим специалистам удавалось вскрывать и немецкие и финские шифры. Ценную информацию получали и из шифрованных сообщений нейтральной Швеции.
В качестве примера приведем результаты работы дешифровальщиков Краснознаменного Балтийского флота. Только за период 1941-1943 гг. «было раскрыто 256 шифров и кодов Германии (направление возглавлял капитан-лейтенант Семенов) и Финляндии, благодаря чему прочитано 87362 криптограммы, а это около 100 сообщений в день. Чтение переписки береговых постов немецкой, финской и шведской служб наблюдения позволяло получать ценнейшие сведения о фарватерах, свободных для плавания, о минной, гидрографической и метеообстановке на Балтийском море, об интенсивности движения судов и системе их защиты, что представляло первостепенный интерес для командования флота при планировании боевой деятельности подводных лодок и морской авиации» [6]. Имелись существенные результаты и у дешифровльщиков органов государственной безопасности и армейских криптографов.
Литература.
Астрахан В.И., Павлов В.В., Чернега В.Г., Чернявский Б.Г. Правительственная электросвязь в истории России. Часть I (1917-1945). М., Наука, 2001.
Болтунов М.Е. "Золотое ухо" военной разведки. М.: Вече 2011.
Бурнусов И. Мэтр радиоэлектронной разведки // Независимое военное обозрение №35, 2009, с.15.
4. Бутырский Л.С., Ларин Д.А., Шанкин Г.П. Криптографический фронт Великой Отечественной. Монография. М.: Гелиос АРВ, 2017.
5. Дадуков Н.С., Репин Г.А., Скачков М.М., Филин Ю.П. Советская шифровальная техника. Ленинградский период: 1935 – 1941. Часть 1-6. // Защита информации. INSIDE. №1-6, 2006.
6. Куличенко В. Русские против «Энигмы» // Независимое военное обозрение №40, 2004, с.7.