30/01/2019

Жаркая погода, сопровождавшая горячую пору для абитуриентов и их родителей, перешла в теплую осень. Первокурсники пошли на свои первые лекции, и теперь можно подвести итоги вступительной кампании 2018 г. Она, как и погода, побила собственные достижения прежних лет.

МЫ ПОБИЛИ РЕКОРД!

Новостная лента конца лета полна радостными сообщениями из университетов: «Мы побили рекорд, конкурс составил 70 человек на место!», «Средний балл на экзаменах выше, чем в предыдущие годы!» При этом внимательное изучение условий приема в вузы в 2018 г., числа бюджетных мест, требований Минобраза и числа желающих поступить на конкретную специальность говорит во многом о лукавстве высоких цифр.

Так, по данным всех документов на сайте приемной комиссии МГТУ им. Баумана, на специальности «Компьютерная безопасность» (10.05.01) открыты 16 бюджетных мест, из которых 2 – целевой прием, 8 – по квотам. Очевидно, что в общем конкурсе на оставшиеся 6 мест победят только сильнейшие, с максимальным числом баллов за ЕГЭ и личные достижения. Для остальных есть 38 мест на платной основе. Еще интереснее картина на направлении «Информационная безопасность автоматизированных систем» (10.05.03). 30 бюджетных мест включали 3 места по квоте и 26 – по целевому направлению. Какой конкурс был на ОДНО бюджетное место? Да, еще 51 человек мог пойти на платное обучение. Стоимость года для поступивших в 2018 г. – 284 341 руб.

Число желающих учиться по различным квотам в НИУ МЭИ несколько меньше, но и бюджетных мест немного. Из 20 бюджетных мест по специальности «Безопасность компьютерных систем» (10.03.01) 5 - по квоте, а на 6 из 20 мест на направлении «Организация и технология защиты информации» (10.03.01) будут учиться студенты, поступившие по целевым направлениям. По обеим специальностям также открыты платные места – по 30 на специальность. Стоимость обучения на 1 курсе – 202 тыс. руб.

Еще интереснее ситуация в ВШЭ. На 30 бюджетных мест подано 412 заявлений. Из 30 мест 7 – по целевой квоте (7 заявлений), еще 3 – особая квота (17 желающих, у них отдельный конкурс). Еще 30 абитуриентов являлись победителями олимпиад и имели преимущественное право поступления. На 65 платных мест были поданы 253 заявления и к моменту завершения первой волны приема 56 человек оплатили обучение из расчета 315 тыс. руб. за год. (в прошлом году сумма составляла 260 тыс. руб.).

В МИФИ на 20 бюджетных мест по специальности «Компьютерная безопасность» было подано 319 заявлений, 10 человек были зачислены по квотам или вне конкурса, поэтому на оставшиеся 10 мест конкурс превысил 30 человек на место. Минимальный проходной балл на бюджет при прохождении на общих основаниях составил 269. На 4 платных места подали 27 заявлений. Год обучения в МИФИ стоит 250 тыс. руб.

…И АНТИРЕКОРД!

Пользуясь тем, что спрос на IT и ИБ направления из года в год остается неизменно высоким, руководители вузов стремятся увеличить число тех, кого можно принять на платное отделение. И никого из этих руководителей не останавливает тот факт, что разница в баллах за ЕГЭ у прошедших на бюджет и оплативших учебу из своего кармана просто разительная. Конечно, любой экзамен может оказаться лотереей, но факт остается фактом – в большинстве случаев база знаний у набравших высокие баллы абсолютно честно основательнее. Отрапортовав об очередном рекорде на вступительных экзаменах, ректоры вузов обычно не рассказывают с высоких трибун, сколько студентов «переживают» первую сессию или переходят на второй курс. Если брать стандартный для технических университетов отсев в 30% в первые два года, то становится очевидным, что кадровый голод в сфере ИБ будет удовлетворен не скоро.

Впрочем, уже трудно скрыть, что университеты не только исполняют запрос на специалистов в сфере ИБ, но и решают свои меркантильные вопросы. Этим больше грешат столичные вузы, где стоимость обучения за последние годы (а обзоры мы готовим пять лет) выросла с 120-140 тыс. рублей до 250 тыс., а популярная ВШЭ уже превысила рекордный порог в 300 тыс. руб. за год.

Периферийные университеты не столь жадны, там расценки за обучение в большинстве случаев подняты на величину инфляции. Кое-где за сумму, равную году в ВШЭ, можно успешно прослушать три курса. И, судя по отзывам, полученное образование будет ничуть не хуже, чем в престижном столичным университете. Многие региональные учебные заведения успешно сотрудничают с крупными компаниями, на базе вузов создаются учебные центры, а на семинары и конференции приезжают ведущие столичные специалисты в области ИБ.

ГЛАС НАРОДА (ИЗ СОЦСЕТЕЙ)

Первые государственные образовательные стандарты в области ИБ были приняты в 2010 г., позднее – в 2014-2016 гг. - они были уточнены и дополнены. Выпускники, поступившие в ту пору и получившие знания в соответствии с государственной программой, уже стали молодыми специалистами. Мнения о качестве их подготовки разнятся. Ректоры университетов говорят об отлично подготовленных молодых кадрах, прошедших полную программу в соответствии с требованиями ФГОС, практику в лучших компаниях страны и готовых приступить к обязанностям в своей профессиональной сфере. В то же время профессионалы, месяцами подбирающие кадры в области ИБ, предпочитают брать специалистов из смежных областей и «с нуля» учить их всем тонкостям информационной безопасности.

И тут стоит, наконец, услышать мнение стороны, про которую все почему-то забывают. А именно студентов и выпускников вузов, а также их родителей, на которых собственно и лежит бремя по оплате функционирования университетов. Сделать это сегодня не трудно.

Вопросы о том, стоит ли идти в тот или иной вуз по направлению 10.0.0 часто задают в соцсетях. И ответы на них не прошли бы цензуру пресс-служб университетов. Эта обратная связь не всегда приятна для них.

Вот типичный диалог в разгар приемной кампании 2018:

«- Подали документы в МЭИ и МИРЭА, подскажите, кто знает, где лучше уровень подготовки по направлениям «компьютерная безопасность»?

- МЭИ, там старый фундаментальный подход к образованию, а вот технологии и оборудование современные.

- Посмотрите на hh.ru вакансии, какой вуз предпочитают работодатели по этой специальности.

- В МЭИ учиться надо самому, ибо знания, которые там дают либо заведомо неверные и на практике не используются, либо устаревшие.

- Закончил МЭИ, в магистратуру не пошёл, много минусов в системе образования и преподавания. Моя кафедра сначала понравилась, было интересно, учили многому по разным предметам в разных областях, но потом всё свелось к одной теме, которую с разных сторон мусолили не один год. Преподаватели хорошо знают свой предмет, но не имеют опыта практической работы и не могут передать студентам свои опыт и знания… Мы учились по книгам, библиотека хорошая, очень выручала.

- Имеющиеся на некоторых кафедрах компьютеры и оборудование морально устарело. На это все время жаловались не только студенты, но и аспиранты. И можно ли на них преподавать современные предметы – большой вопрос.

- В МЭИ надо выдержать до 3 курса. На первой сессии у нас «слились» 60% курса. Учиться реально сложно и можно забыть про личную жизнь.

-  Хороший факультет по информационной безопасности был в МИРЭА.

- Сужу по запросам работодателей и их интересу к студентам. Если университет востребован у работодателей - это лучший признак. Возможно, акценты в обучении связаны именно с запросами потенциальных работодателей. Сильные СПбГУ и Томский университет».

ПРО МАГИСТРАТУРУ

Как отмечают собеседники, продолжать образование после окончания бакалавриата многие не хотят, несмотря на то, что диплом магистра согласно профстандартам нужен для успешного карьерного роста. Но на дипломы больше смотрят в госсекторе, а в коммерческих структурах и зарплата выше, и перспектив роста больше.

Ко всему прочему, у выпускников бакалавриата не так много шансов продолжить образование в магистратуре и по другой причине. Многие университеты, набирающие десятки бакалавров, не имеют магистратур по направлению ИБ. А те вузы, где можно получить диплом магистра, не балуют наличием мест, как бюджетных, так и платных. Может быть, поэтому университеты отдают предпочтение направлениям специалитета, а студенты предпочитают учиться 5,5 лет и получать классическое техническое образование в сфере ИБ?

Завершая краткий ежегодный обзор, замечу, что настала пора вместе или вместо радостных отчетов о прошедшей вступительной кампании обнародовать и реальные цифры выпуска. А также и процент отсева студентов с разбивкой статистики по семестрам, источникам финансирования учебы и даже баллам ЕГЭ. Ведь если верить преподавателям гуманитарных наук, число безграмотных первокурсников с максимальным баллом по ЕГЭ превышает разумные пределы. Знают ли таблицу умножения и основы алгебры их коллеги - студенты-технари – история умалчивает.