Семья Аронских, 1915 год. Во втором ряду слева юный Борис
В предыдущих номерах нашего журнала мы рассказали о криптографической деятельности С.С.Толстого. Еще одним замечательным специалистом, внесшим значительный вклад в победу под Москвой и дальнейшие успехи нашей дешифровальной службы во время Великой Отечественной войны, был Б.А.Аронский, под руководством которого были вскрыты немецкие дипломатические коды.
ИЗ ЮНКЕРОВ…
Борис Алексеевич Аронский (1898-1976) родился 25 (12) апреля 1898 года в Москве в семье служащего. С 1907 года он учился и в 1916-м окончил одним из лучших учеников Московскую Практическую Академию Коммерческих наук (так в те годы именовалось одно из средних учебных заведений).
В мае 1917 года Б.А.Аронский был призван на военную службу и направлен в Петергофскую (юнкерскую) Школу прапорщиков. После Октябрьской революции учебное заведение расформировали, и он вернулся в Москву.
Б.А.Аронский, 6 октября 1917 года
В 1918 году Борис Алексеевич был призван в Красную Армию и направлен на военно-хозяйственные курсы. После их окончания с 1918 по 1922 гг. проходил службу в системе военных комиссариатов Поволжья и Урала, где познакомился с криптографической деятельностью. Также в 1918 году во время широкого набора Б.А.Аронский вступил в ряды РКП(б), но в 1921 году во время «большой чистки» был исключен из рядов коммунистической партии как бывший юнкер. Однако данный эпизод не помешал развитию карьеры.
Группа сотрудников одного из советских военных комиссариатов, 1920 год. Крайний справа Б.А.Аронский
…В ПОЛИГЛОТЫ И ВЗЛОМЩИКИ
В 1922 году он был откомандирован на службу в Спецотдел ВЧК. Подробнее о рождении и развитии советской криптографической службы можно прочитать в статье [Емельянов, 2016].
Постоянно заботясь о своём самообразовании, Аронский стал знатоком русской и западной литературы. Успешной работе в Спецотделе способствовали выдающиеся лингвистические способности – в процессе работы он овладел французским, английским, немецким, итальянским, финским, японским и другими языками. При этом следует отметить, что эти знания были специфическими — Борис Алексеевич в совершенстве знал язык и стиль дипломатической переписки, что в сочетании с природным аналитическим даром сделало его блестящим специалистом по взлому кодов. Под кодом криптографы понимали весьма распространенный шифр, представляющий собой обширный словарь, в котором каждому слову, знаку препинания или даже устойчивой группе слов приданы кодовые обозначения.
В 1930 годы Аронский вскрыл ряд кодов иностранных государств. Вот что об этом писал ветеран советской криптографической службы Л.А.Кузьмин: «Дешифрование кода — работа чрезвычайно сложная и трудоёмкая. Она предполагает тщательный отбор по внешним признакам из массы шифрперехвата комплекта криптограмм, относящихся к данному коду, затем проведение очень скрупулезного статистического анализа, который должен отразить частоту появления, места и "соседей" каждого кодобозначения во всём комплекте. В связи с отсутствием в те годы специальной техники всё это делалось вручную несколькими помощниками основного криптографа-аналитика. Тем не менее, многомесячная работа такого коллектива зачастую приводила к аналитическому вскрытию значительной доли содержания кодовой книги и возможности оперативного чтения очередных перехваченных кодированных телеграмм. Это и определило успех группы Аронского, сыгравшей огромное значение в исходе битвы за Москву» [Кузьмин, 1998, с. 84].
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Во время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) дешифрование сообщений франкистов велось в Москве под руководством Б.А.Аронского. Вот лишь один из примеров их успешной работы. Из дешифрованной телеграммы советским специалистам стало известно о том, что франкисты намерены потопить советский корабль, который должен был выйти из Марселя в один из испанских портов. На борту этого судна находились советские лётчики, танкисты и другие военные специалисты, а также бойцы интербригад, следовавшие на помощь республиканцам. Франкисты собирались выделить для перехвата этого корабля значительные силы флота и авиации. Сведения об этом были переданы капитану советского корабля, его выход из Марселя был задержан, а маршрут изменён. Так благодаря работе советских дешифровальщиков судну удалось благополучно добраться до порта назначения [Гольев, 2008], [Ларин, 2008], [Соболева, 2002].
Война в Испании стала боевым крещением советских криптографов. Помимо группы Б.А.Аронского, работавшей в Москве, ряд специалистов был командирован непосредственно в район боевых действий. Среди направленных в Испанию советских специалистов была группа криптоаналитиков (З.В.Березин, Г.К. Муха. Ф.М. Огарышев) [Соболева, 2002] и радиоразведчиков (А. Берсенев, В. Мухин, В. Плошай, Н. Прахин, В. Салин, Н. Шмырев, А. Юрьян). На замену им в последующие годы прибывали А.Анисимов, В.Ефремов, Е.Коссовский, В.Маркович, В.Модебадзе, Л. Сазыкин, И. Уханов. Вместе с радиоразведчиками и криптографами работали переводчицы 3.Антонюк, Н.Павлова, Ц.Покровская [Болтунов, 2011]. Был организован перехват шифрпереписки испанских мятежников и итальянского корпуса, прибывшего на помощь генералу Франко. Весьма ценной была информация, добытая нашими специалистами об аэродромах, на которых базировалась вражеская авиация, в том числе немецкий легион «Кондор», включавший в себя несколько истребительных, бомбардировочных эскадрилий и эскадрилий самолетов-разведчиков, гидросамолетов и т.п.
Эти данные оперативно докладывались в штабы республиканского командования и советским военным советникам. Надо сказать, что информация, добытая радиоразведкой, использовалась весьма эффективно. Помимо войсковой информации, серьезное внимание уделялось работе с агентурными шифрами мятежников. Советские дешифровальщики вскрыли код агентурной сети франкистов, и в результате этой работы была осуществлена ликвидация ряда вражеских агентурных сетей [Соболева, 2002].
В НЕБЕ ИСПАНИИ
Приведем примеры успешных операций республиканцев, важную роль в которых сыграли советские радиоразведчики и дешифровальщики. Успешно действовали наши радиоразведчики и криптографы и против вражеской авиации не только на аэродромах, но и в воздухе. О предстоящих налетах вражеских бомбардировщиков радиоразведка сообщала за 20–30 минут до подхода самолетов к объектам, расположенным на морском побережье [Болтунов, 2011]. Перехватывая и дешифруя радиопереговоры штабов соединений вражеских ВВС, советские специалисты почти сразу получали точную информацию о времени вылета и маршрутах следования франкистских, итальянских и немецких самолетов. Это сразу сказалось на результатах воздушных боев, несмотря на численное превосходство вражеской авиации. Уже 4 ноября 1936 года советские истребители И-15 сбили без потерь 7 самолетов противника. 6 ноября, в день начала генерального наступления войск Франко на Мадрид, советские истребители сбили 9 самолетов врага и снова не потеряли ни одного. Советские и испанские пилоты точно знали время и маршруты следования самолетов противника. Они могли разрабатывать стратегию нападения, наносить удары по врагу и поэтому быть совершенно неуязвимыми для него.
Позднее в бой вступили новейшие советские истребители И-16, которые навели еще больший ужас на противника.
Таким образом, в конце 1936 года с господством авиации мятежников было покончено. Более того, пилоты советских истребителей, заранее получив информацию от советских радиоразведчиков и криптоаналитиков, атаковали идущие на бомбардировку «Юнкерсы» и «Савойи» франкистов и их немецких и итальянских союзников, которые даже не решились продолжать выполнение задания, столкнувшись с нашими и испанскими пилотами. Они бросились удирать от наших истребителей, не понимая, как самолеты, воюющие на стороне республики, могли так точно определить господствующее для атаки положение [Клепов, 2009]. Подробно о воздушных боях в небе Испании можно прочитать в книге [Абросов, 2003].
В МАДРИДЕ И ГВАДАЛАХАРЕ
Весьма серьезным достижением наших криптоаналитиков было установление точного места, где войска франкистов планировали нанести удар по Мадриду. Время и место было точно указано в перехваченном и дешифрованном сообщении, информация была своевременно доложена руководству Испанской республики. Республиканская армия заранее перебросила туда свои резервы, включая новые на тот момент советские танки Т-26.
Располагая точными сведениями, полученными от наших радиоразведчиков и криптографов, республиканская армия почти окружила войска франкистов. Битва за Мадрид оказалась в целом неудачной для Франко. Оборона испанской столицы наглядно показала, что знание планов противника, добываемых дешифровальщиками и агентурной разведкой, позволяет и с малыми силами вести успешные военные действия. [Клепов, 2009].
Еще одним успехом республиканских войск стала Гвадалахарская операция. В начале марта 1937 года мятежниками был разработан план захвата Мадрида. Теперь они решили вести штурм города с северо-востока. Но для этого следовало первоначально захватить Гвадалахару – столицу одноименной провинции в пятидесяти километрах от Мадрида. Основную роль в этой операции должны были играть итальянские дивизии. Советские специалисты выявили планы противника по проведению операции и лишили его возможности использовать фактор внезапности. Итальянцы и франкисты понесли большие потери [Клепов, 2009].
В целом отметим, что в результате работы наших связистов, криптографов и радиоразведчиков республиканское командование получило важные сведения о планах военных действий франкистов, их итальянских и немецких союзников, численности и составе их войсковых группировок, базах и путях снабжения и т.д. В свою очередь советские и республиканские линии связи были надежно защищены от врага. Наши специалисты закончили свою работу в Испании в начале 1939 года и по возвращении в СССР были награждены ценными подарками.
«РЯДОВОЙ СПЕЦ»
Вернемся к биографии Б.А.Аронского. Как известно, в 1937-38 годах волна репрессий прошлась и по сотрудникам НКВД. Борис Алексеевич по воспоминаниям Л.А. Кузьмина рассказывал, «что эта участь миновала его по-видимому потому, что в то время он не являлся членом ВКП(б), а был всего лишь «рядовым спецом». В партию же он вступил только в тяжёлое время войны» [Кузьмин, 1998, с. 84].
В 1939-40 годах Аронский участвовал в советско-финской войне. За боевые заслуги он был награжден орденами Красного Знамени и Знак Почета, а во время Великой Отечественной — дважды орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Б.А.Аронский, старший лейтенант госбезопасности, 1939 год
Трудно переоценить заслуги Б.А.Аронского и в Великой Отечественной войне. В первые же дни, при помощи своих помощников и переводчиков, он дешифровал кодированные донесения Германии и послов ряда ее союзников. По поручению императора Японии послы докладывали своим правительствам о том, что Япония уверена в скорой победе над Россией, но пока сосредотачивает свои силы на юге Тихого океана против США. Чуть позже эта информация была подтверждена в донесениях советского разведчика Рихарда Зорге[1]. Основываясь на этих данных, Сталин принял решение о переброске дальневосточных и сибирских дивизий под Москву. Эти войска определи успех в исходе битвы за Москву [Анин, 1996], [Кузьмин, 1998].
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ
Напряженный труд работников дешифровальной службы в годы войны был высоко отмечен партией и правительством. В газете «Правда» № 94 (8865) от 4 апреля 1942 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении работников НКВД Союза ССР за образцовое выполнение заданий Правительства» от 3 апреля 1942 года. 54 специалиста были награждены орденами и медалями. В том числе Орденом Ленина награждены два капитана государственной безопасности Аронский и Толстой, орденом Трудового Красного Знамени 6 человек, орденами Красной Звезды и «Знак почета» — 13 человек и медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» — еще 33 человека. Так советское правительство оценило вклад дешифровальщиков в победу под Москвой [Кузьмин, 1998-1, с. 83].
Позже Борис Алексеевич рассказывал, что работал в те годы неделями без сна и отдыха и был счастлив, поскольку своим трудом добывал материалы, нужные Верховному командованию для организации победы над фашизмом. В 1943 году Б.А.Аронский принимал участие в подготовке молодых специалистов для криптографической службы СССР. Окончил войну начальником отдела 5 Управления НКГБ СССР.
(Окончание следует)
Литература.
1.[Абросов, 2003] Абросов С.В. В небе Испании 1936-1939. М., 2003.
2.[Анин, 1996] Анин Б.А., Петрович А.И. Радиошпионаж. М., «Международные отношения», 1996.
3.[Болтунов, 2011] Болтунов М.Е. «Золотое ухо» военной разведки. М.: Вече 2011. // http://read24.ru/fb2/mihail-boltunov-zolotoe-uho-voennoy-razvedki/
4.[Бутырский, 2012] Бутырский Л.С., Ларин Д.А., Шанкин Г.П. Криптографический фронт Великой Отечественной. Монография. М.: Гелиос АРВ, 2012. 2 изд. исправл. и дополн. М. 2013.
5.[Гольев, 2008] Гольев Ю.И., Ларин Д.А., Тришин А.Е., Шанкин Г.П. Криптография: страницы истории тайных операций. М.: Гелиос АРВ, 2008.
6.[Емельянов, 2016] Емельянов Г.В., Ларин Д.А. Рождение советской криптографии // Информационная безопасность банков, №2 (21) 2016, с. 61-65, №3 (22), 2016 с. 74-79.
7.[Зубов, 2013] Зубов А.Ю., Зязин А.В., Никонов Н.В., Рамоданов С.М. Фролов А.А. Олимпиады по криптографии и математике. М.: МЦНМО, 2013.
8.[Клепов, 2009] Клепов А. Информационное оружие Сталина // http://www.proza.ru/go/www.proza.ru/2009/06/17/949
9.[Кузьмин, 1998-1] Кузьмин Л.А. Не забывать своих героев // Защита информации. Конфидент №1, 1998, с. 83-85.
10.[Кузьмин, 1998-2] Кузьмин Л.А. ГУСС - этап в развитии советской криптографии // Защита информации. Конфидент. №4, 1998, с. 89-94.
11.[Ларин, 2008] Ларин Д.А., Шанкин Г.П. Криптографическая деятельность во время гражданской войны в Испании. // Защита информации. . №1, 2008, с. 62-64.
12.[Органы, 1995] Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Сборник документов. М.: «Русь» 1995. Издание подготовлено в Академии ФСБ России. http://mosohin.ru
13.[Соболева, 2002] Соболева Т.А. История шифровального дела в России. М.: ОЛМА-ПРЕСС-Образование, 2002.
14.[Энциклопедия, 2004] Энциклопедия секретных служб России. М.: Астрель, 2004.
15.[] http://www.agentura.ru
[kosino] kosino-uhtomski.vaonews.ru/2p=6155
[v-olymp] v-olymp.ru18.
[1] Подробнее о криптографической деятельности Р.Зорге можно прочитать в главе 6 книги [Бутырский, 2012].