23/05/2016
Сегодня финансовая сфера, как и многие другие, всё глубже и интенсивнее интегрируется с информационным пространством, и вполне естественно, что информационное пространство России на глазах приобретает глобальный характер. Злободневность этого процесса обусловлена тем, что финансовая сфера является наиболее чувствительной с точки зрения как интересов отдельной личности, так и интересов предпринимательской общественности, и как следствие, интересов государства.

В таком контексте на первый план выступают правовые аспекты глобального доверия, причем формат этой темы в России недавно был заметно обновлен: 31 декабря 2015 г. вышел Указ президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».


GLOBAL VERSUS GLOBAL  
 
Мы наблюдаем постоянный рост числа хакерских атак на финансовые системы. Эти многочисленные киберинциденты с каждым годом становятся всё более масштабными и изощренными. Специалисты прекрасно помнят, как в феврале 2015 года произошло, казалось бы, невероятное: троянская программа получила контроль над терминалом крупнейшей системы биржевых торгов. Что привело к неожиданному выставлению заявок на сумму более 400 миллионов долларов и угрожающим скачкам курсов валют по всей планете. Подобные примеры показывают, что угрозы безопасности в информационной сфере носят глобальный характер. Следовательно, меры, направленные на предотвращение и предупреждение таких угроз, должны носить также глобальный характер.
 
СЛОЖНАЯ ИГРА – ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
 
Основой информационной безопасности в финансовой сфере является, конечно же, глобальное доверие и взаимное сотрудничество между странами. Для предотвращения или раскрытия транснациональных инцидентов, безусловно, необходимо как долговременное, так и оперативное слаженное сотрудничество между соответствующими службами разных государств.

С другой стороны, глобальное доверие имеет непростой, разноплановый характер, и именно поэтому прежде всего нуждается в понятных, прозрачных правилах и нормах, регулирующих транснациональные информационные отношения, а также совместные действия и меры в области информационной безопасности.

ПОЧЕМУ GLOBAL? 
 
Почему доверие между странами должно носить глобальный характер? Ответ прост и очевиден: потому что общая цель заключается как раз в управлении рисками глобальной информационной безопасности. В случае отсутствия такого доверия, политика отдельных стран в области информационной безопасности изначально обречена на провал.
 
Конечно, можно выбрать путь, которой предпочла, например, Северная Корея, но в таком случае ни о каком глобальном информационном пространстве и его плюсах речь идти не может. Это путь к самоизоляции, регрессу, по сути, в никуда.
 
СВЕРХЗАДАЧА И СТРАТЕГИЯ 
 
Но глобальное доверие в международном информационном пространстве не может возникнуть на пустом месте. Должны быть приняты совместные решения, совершены совместные действия. К сожалению, последние международные события показывают затрудненность таких партнерских отношений, и Указ президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» эту ситуацию справедливо отражает: «Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности… Всё большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве…»
 
По этой причине сверхзадачей в построении глобального доверия в информационной сфере является достижение необходимого уровня политического доверия между правительствами. Известно, что доверие возникает тогда, когда у основных субъектов международной политики имеются схожие взгляды на политическую ситуацию, причины имеющихся дисгармоний и международных конфликтов, и соответственно, на пути снижения напряженности социально-политической опасности, зреющих разногласий.
 
ИНСТРУМЕНТАРИЙ: ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО К МЕЖДУНАРОДНОМУ
 
Что является основным инструментом формализации глобального доверия в международном информационном пространстве? Прежде всего, международное право. Глобальное доверие между странами должно быть обязательно формализовано и выражено в понятных и единых для всех правилах. И как справедливо отмечено в Указе «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в области международной безопасности России сохраняется приверженность к использованию, прежде всего, политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. На мой взгляд, основным правовым инструментом формирования глобального доверия в международном информационном пространстве должны являться как раз нормы международного права, которые органично развиваются в нормах национального права.
 
Тут Россия занимает достаточно инициативную позицию. Так, одним из стратегических документов в этом плане являются «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». Одной из задач, обозначенных в этом документе, является продвижение на международной арене российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности.
 
КОМПАС ДЛЯ РЕГУЛЯТОРА
 
Одной из таких инициатив может стать еще один документ: «Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности». Согласно концепции, ее главной задачей является противодействие использованию информационно-коммутационных технологий для нарушения международного мира и безопасности, а также установление мер, благодаря которым деятельность государств в информационном пространстве будет способствовать достижению ряда ключевых целей.
 
Среди этих целей —  общее социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности на планете, признание принципов и норм международного права, а также признание права каждого искать, получать и распространять информацию, идеи и технологии. Это действительно ключевые моменты, ориентируясь на которые, «Конвенция» нацеливает законодателей и отраслевых регуляторов на конкретные действия.
 
 
Таким образом, на мой взгляд, вышеперечисленные документы имеют серьезный потенциал, чтобы стать правовой основой глобального доверия, в том числе и в рамках международного информационного пространства.