Иллюстрация: Московский государственный лингвистический университет.
В.Г. Никонов, народный художник России
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО
Необходимо учитывать, информационная безопасность – предмет широкий, в нём много направлений. Исторически на первом плане находились технические средства защиты информации и криптография. Но постепенно набрали значительный удельный вес правовые, социально-психологические и другие гуманитарные составляющие информационной безопасности.
Среди более чем 70 вузов, в которых ведётся обучение информационной безопасности и защите информации, есть учреждения и технического, и гуманитарного профиля. Твёрдой границы между этими двумя группами специализаций нет. В любом техническом вузе при подготовке специалистов по информационной безопасности изучаются и гуманитарные стороны этого предмета, в первую очередь – юридическая, нормативно-правовая база. А в вузах, чей основной профиль гуманитарный – не обходятся без полноценного преподавания технических средств защиты информации и криптографии.
Бессмысленно было бы пытаться конкурировать с ИКСИ ФСБ России, НИЯУ МИФИ или МВТУ им. Н.Э. Баумана, поясняет И.И. Желнов, декан факультета информационных технологий ИПЭУ МГЛУ, кандидат военных наук. Да и задача ставится не так. Просто нужно определить, каким образом уникальный гуманитарный профиль вуза лучше всего проецируется на сферу информационной безопасности. Информационная безопасность – предмет достаточно многоплановый, в нём есть гуманитарные аспекты, которые во многих случаях имеют решающее значение.
Специалисты по техническим средствам защиты информации, включая криптографию, в своей работе регулярно сталкиваются с гуманитарными аспектами. Например, с попытками мошенничества или умышленными утечками данных. Хищения денежных средств в системах электронных платежей, трансграничные информационные преступления совершаются злоумышленниками, которые комбинированно применяют технические средства и гуманитарные технологии: как хищение логинов, паролей и ключей электронной подписи, так и фишинг, приёмы социальной инженерии.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ ЛИНГВИСТИКИ
Учитывая, что гуманитарным вопросам информационной безопасности исторически стали уделять внимание позднее, чем техническим, интересно, как именно ИПЭУ МГЛУ «разыгрывает» свою «лингвистическую» специализацию высшего образования. Этот опыт может быть полезен и другим гуманитарным вузам, готовящим специалистов по информационной безопасности. Подготовка специалистов по информационной безопасности ИПЭУ МГЛУ ведётся с 2005 года, выпуск этого года – уже четвёртый. В следующем, 2015 году, состоится последний выпуск по традиционной системе одноуровневого пятилетнего образования, будет завершён переход к двухуровневому обучению бакалавриат – магистратура.
Кафедра информационных технологий ИПЭУ обучает информационной безопасности (направление 090900) по профилю организация и технология защиты информации студентов нескольких специализаций. Это будущие специалисты как собственно по информационной безопасности, так и по электронному документообороту, в том числе в сфере управления, и по современному электронному архивному делу – управлению гуманитарными базами данных.
Гуманитарные аспекты информационной безопасности играют заметную роль в сфере управления – в первую очередь государственного, в работе электронного правительства и оказании электронных услуг, в дипломатии, в средствах массовой информации и в области культуры. Здесь может наилучшим образом проявиться специфика профиля МГЛУ, подчёркивает профессор О.И. Титкова, директор ИПЭУ, кандидат филологических наук.
Языкознание, искусство правильного понимания и аутентичного перевода с одного языка на другой, лингвистика в широком смысле – это коммуникативные дисциплины, относящиеся к средствам общения, взаимопонимания. Эти гуманитарные вопросы информационной безопасности тесно связаны с техническими аспектами – бесперебойностью, надёжностью, защищённостью передачи информации, её структурированностью, управлением доступом и другими.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Углубленное и расширенное обучение иностранным языкам – особенность МГЛУ среди вузов гуманитарного профиля – предоставляет неоспоримые уникальные преимущества в подготовке специалистов по информационной безопасности. Хотя бы потому, что многие информационные технологии, стандарты в последнее время приходят в Россию из-за рубежа. Точное понимание специальной терминологии, верный перевод технической и нормативной документации – необходимое условие успешного применения зарубежных ноу-хау в нашей стране. Полезным, а порой незаменимым подспорьем оказывается знание конкретных реалий, подробностей истории страны.
Хорошее владение иностранным языком выступает не только целью обучения, но, одновременно, и средством получения новых знаний. Большую роль играет специфика особого, «содержательного» подхода к изучению языков, отличающая МГЛУ, внимание к страноведению и истории изучаемого языка, а также «национальным особенностям» отрасли, в которой применяются IT-технологии. Базовый минимум для каждого студента – изучение двух языков. Но многие дополнительно осваивают и третий, и четвёртый, и пятый. В моде нелёгкий, но весьма перспективный китайский язык.
Изучение иностранного языка осуществляется рука об руку с глубоким погружением в специфику конкретных стран – в законодательство, стандарты, рынки и другие аспекты информационной безопасности. В процессе изучения иностранного языка студент осваивает много «смежных» тем. Студентов знакомят с международными и национальными нормативно-правовыми базами, этическими требованиями в сфере информационной безопасности, с правами субъектов персональных данных и обязанностями их операторов. Поэтому выпускникам МГЛУ привычно работать с иностранной документацией прямо «в подлиннике», готовить документы и контактировать с зарубежными контрагентами на их родном языке.
БОГАТЫЕ ВОМОЖНОСТИ КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЮТ
Методика обучения в ИПЭУ МГЛУ демонстрирует ряд несомненных достоинств. В помощь студентам разрабатываются специальные учебные пособия, в которых отражён актуальный опыт, наработанный на протяжении многих лет лучшим преподавателями. Тщательно отобранный и систематизированный материал сопровождается учебными заданиями и тренировочными упражнениями. Выполнение которых часто требует самостоятельного поиска дополнительной информации.
Но и технические аспекты информационной безопасности преподаются студентам на должном уровне, в необходимых объёмах, предписываемых образовательными стандартами. Техническая база образовательного процесса в ИПЭУ МГЛУ полностью соответствует государственным стандартам: есть компьютерные классы, ситуационные центры, специализированные лаборатории, включая криминалистическую. В учебном процессе используются интерактивные компьютерные обучающие программы, элек-тронные курсы лекций. Следует отметить, что криптографию и технические дисциплины преподают приглашённые опытные специалисты-практики, обладатели учёных степеней, работающие по этим профилям в государственных и коммерческих организациях. Доля привлечённых специалистов сторонних организаций сопоставима с количеством штатных преподавателей.
На кафедре информационных технологий ведётся научно-исследовательская работа, в которой принимают участие студенты разных курсов, с возможностью публикаций в ведущих научных журналах. Также выполняются договорные научно-исследовательские работы по профильным для вуза темам. Например, по противодействию проявлениям экстремизма в интернете. Выпускники, которые проявили склонность и способности к научной работе, могут продолжить обучение в аспирантуре, работать над кандидатскими диссертациями по научной специальности 05.13.19 «Методы и системы защиты информации».
ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ
Перечисленные плюсы образования делают специалистов по информационной безопасности, выходящих из стен ИПЭУ МГЛУ, привлекательными для работодателей как в технических, так и гуманитарных отраслях, в том числе – в сфере государственного управления. Интерес проявляется ещё на стадии обучения, лучших студентов охотно приглашают на учебно-производственную практику. У кафедры информационных технологий есть договоры с рядом организаций на прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики. Среди баз практики – такие разные организации, как ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр» Управления делами Президента России, ЗАО «Лаборатория СКАТ», Московский банк «БНП Париба».
Спрос на студентов-практикантов велик, и кураторам практики со стороны ИПЭУ МГЛУ приходится следить, чтобы им был обеспечен достаточный фронт работ. Опыт показал, что одновременно в одну организацию нужно направлять не более 3–4 практикантов, а также персонально закреплять руководство практикой каждого за конкретными сотрудниками. Наставник даёт задания, проверяет исполнение, по мере необходимости делится опытом, подсказывает, что и как лучше сделать.
Там, где студент проходит практику, он часто и трудоустраивается после получения диплома о высшем образовании. Профиль обучения в ИПЭУ МГЛУ востребован копаниями, в которых технические стороны информационной безопасности неразрывно связаны с гуманитарными. Ярким примером служит трудоустройство одной из лучших выпускниц, профессионального переводчика, в отдел маркетинга ЗАО «Лаборатория Касперского». Высокий статус образования в ИПЭУ МГЛУ подтверждается трудоустройством выпускников в представительствах таких международных организаций, как информационный центр ООН, МВФ, ЮНЕСКО, CQG International, LURGI AG, а также в глобальных корпорациях Microsoft, Google, IBM, EPAM, Luxoft, Cisco и других.
Неудивительно, что информационная безопасность в ИПЭУ МГЛУ – одна из самых популярных специальностей. Набор не очень большой, в текущем 2014 году 30 человек, и конкурс составляет 3–3,5 человека на место. Отбор ведётся по формальному признаку, как определено действующим законодательством о высшем образовании – на основании результатов единого государственного экзамена по профильным предметам: русскому языку, математике, а также информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Интересно, что если в МГЛУ большинство учащихся – девушки, около 80%, то на кафедре информационной безопасности «удельный вес» молодых людей выше.
?
Артем ШОШИН,
III курс, специальность «Информационная безопасность»:
– В настоящее время у меня уже сформировалось представление и о том, что такое информационная безопасность в целом, и о ряде её аспектов. Когда я только поступал в МГЛУ, у меня были опасения, смогу ли я постигнуть этот сложный предмет и потом работать по специальности. Обучение в университете помогло мне и лучше узнать отрасль, и раскрыть свои способности. Я понял, почему информационная безопасность сейчас так важна для государства и для разных компаний, и исполнен решимости в совершенстве овладеть этой специальностью.
Любовь КУЛАКОВА,
II курс, специальность «Информационная безопасность»:
– В наше время информационные технологии сильно интегрированы в повседневную жизнь, поэтому утечки информации угрожают и государству, и бизнесу, и каждому человеку. При поступлении в вуз я выбирала специальность по какому-то романтическому наитию. Но теперь уже понимаю прагматически: эта профессия очень востребована на рынке труда.
Алена МАТВЕЕВА,
II курс, специальность «Информационная безопасность»:
– Мой выбор информационной безопасности продиктован тем, что в ИПЭУ МГЛУ преподают как технические, так и гуманитарные аспекты этой специальности. Кроме получения разнообразных технических знаний есть прекрасная возможность приобрести компетенции экономиста, а также хорошо изучить минимум 2 иностранных языка. Поэтому по окончании университета у нас будет богатый выбор места работы как в России, так и за рубежом.
Светлана СТЕПАНОВА,
IV курс, специальность «Документоведение и информационное обеспечение управления»:
– На 4-м курсе я убедилась, что правильно выбрала специальность для дальнейшей профессиональной деятельности. Надёжный и защищенный электронный документооборот применяется все более широко, грамотные специалисты в дефиците, поэтому, надеюсь, по окончании университета предстоит выбирать между хорошим местом работы и очень хорошим!
Анастасия ПРЯГИНА,
III курс, специальность «Документоведение и архивоведение»:
– Информационная безопасность электронного документооборота и баз данных в современном мире очень важна. Поэтому я и выбрала своей будущей профессией противодействие утечкам информации, информационным угрозам. Меня беспокоит, что за границей многие вопросы в этой сфере разработаны лучше, чем у нас в стране. Воодушевляет, что многие наши студенты это понимают и стараются стать специалистами высокого класса.