«Хакерами» с лёгкой руки журналистов называют тех, кто взламывает компьютерные сети и защиту программного обеспечения, ради прибыли или просто так, «по приколу» − Just for Lulz. Название это употребляют, чтобы не путать озорников, хулиганов и криминальных IT-взломщиков с «крэкерами» (от англ. cracker) − легальными специалистами, которые преодолевают информационную защиту по долгу службы.
НЕТИПИЧНЫЙ ТИП
Так было не всегда, в 1970-е годы хакерами называли программистов высочайшей квалификации, уровня системного программирования. Затем это название перекочевало на специалистов, использующих нестандартные приёмы программирования. Насколько эволюционировало значение названия хакер, настолько разных людей обозначают сегодня этим словом − и по роду занятий, и по типу личности.
По мнению Ильи Колошенко, генерального директора швейцарской компании High-Tech Bridge, занимающейся вопросами компьютерной безопасности, главная черта хакера – умение выжимать из каждой стандартной ситуации немного больше, чем позволено остальным. И в финансах, и в компьютерах, и в личной жизни. Простой пример: стоит автомат, торгующий напитками. К нему подходят граждане, опускают монетку, нажимают кнопочку, и получают соответствующую бутылку. Никому не приходит в голову, что в некоторых автоматах старой модели можно, нажав одновременно на две кнопочки, получить за ту же монетку две бутылки. А ведь это азы хакерства!
Рисуя портрет типичного хакера, что в профиль, что анфас, не стоит тешить себя иллюзиями, что этот тип легко поддается классификации. Преобладающим в обществе считается, по психометрической системе Майера − Бриггса, тип экстраверта с развитой чувствительностью, склонностью к импульсивным поступкам. Напротив, среди хакеров, часто встречаются относительно редкие типы психики INTJ и INTP − сосредоточенные на себе, с сильной интуицией и склонностью к абстрактному мышлению.
Эти люди принципиально терпеть не желают соответствовать какому-то стереотипу. Каждый из них, прежде всего, индивидуалист, и слишком высоко ценит собственную неповторимость, чтобы жертвовать ею, в особенности в угоду какой-то там моде. Что же за личность хакер? «Штучный» типаж трудно подгонять под общие внешние характеристики. Но сами того не желая, многие хакеры имеют схожие взгляды на мир, стиль жизни, привычки и внешний вид.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Что касается образования, почти все хакеры провели лучшие годы жизни в стенах университетов. Больше всего получивших академическое образование в области физики, математики, лингвистики и философии, не говоря уж о выпускниках факультетов электроники и вычислительной техники. Те, кто нигде не учился, достигли примерно такого же уровня квалификации упорным самообразованием. Работа увлекает его, либо как любимая игрушка, либо как вызов интеллектуальным способностям, проверка на вшивость. Карьера, общественное признание или деньги − слабые стимулы для хакера.
К числу наиболее распространённых качеств хакеров относятся интеллект, предрасположенность к абстрагированию и любознательность. Но высокий уровень интеллекта в их деле не главное. Гораздо важнее умение даже при беглом осмотре подмечать и помнить огромное количество мелких деталей, вроде незначительных, но в конкретных ситуациях крайне важных. Человек со средними аналитическими способностями, но умеющий «на всякий случай» запоминать и в нужный момент легко вспомнить большое количество мелких нюансов, при желании может стать очень хорошим хакером. В отличие гиганта мысли, лишённого этого навыка.
Больше всего хакеры ценят новизну, особенно интеллектуальную, любая свежая, неожиданная мысль может привести их в восторг. Они легко увлекаются всем новым и необычным, и многие могут интересно и со знанием предмета рассуждать на самые неожиданные темы. Чем выше квалификация хакера, тем с большей вероятностью у него имеются посторонние увлечения, и уровень компетенции в этих областях у него намного выше, чем у среднего человека.
Хакеров можно назвать «управляемыми чудиками», которые ничего не станут делать по принуждению, но стоит их заинтересовать, как они творят чудеса. Разложив на ковре модель железной дороги, маленькие дети приходят в восторг, переключая разные рычажки и заставляя паровозик ехать то назад, то вперед. Точно так же приходит в восторг хакер, когда ему удается сделать что-то сложное и неочевидное с компьютером; главное, чтобы это было дело именно его рук. Но писать перенасыщенные деталями, скучные рутинные программы по сопровождению, к чему сводится работа программиста во многих конторах, хакеры совсем не любят.
БРЮКИ ЦВЕТА ХАКИ
Хакерам не свойственна узость интересов, хобби у хакеров высококультурные: увлекаются театром, слушают классическую музыку и арт-рок, интересуются мифологией, историей средневековья и войн, играют в шахматы, го, трик-трак и интеллектуальные компьютерных игры, любят заниматься лингвистикой и решать логические задачи, а также просто слушать радио. В области читательских предпочтений хакеры отличаются повышенной всеядностью, хотя большее предпочтение отдается научной, научно-популярной и научно-фантастической литературе. Многие имеют очень разносторонние читательские пристрастия, списки читаемой литературы могут поразить.
Во внешнем облике практически поголовно хакеры демонстративно терпеть не могут костюмы и прочий деловой стиль. «Хакерши» практически не пользуются косметикой. В одежде исповедуется свободный стиль, напоминающий о хиппи: майка, джинсы, кроссовки. Особой популярностью пользуются футболки с юмористическими или «концептуальными» замысловатыми надписями. Идейные внесистемщики любят также ходить в походной одежде: тяжелых туристических ботинках, брюках цвета хаки, кожаных или замшевых коротких куртках и во всём в таком стиле.
В общении многих нельзя назвать занимательными собеседниками. Определенное чувство языка у них есть, поэтому они, как правило, очень чувствительны к нюансам языковых конструкций и пользуются ими достаточно точно. Но все-таки гораздо лучше излагают мысли на бумаге, чем перед аудиторией. Практически у всех без исключения ужасный почерк, поэтому у них вошло в привычку всю нужную информацию сначала вводить в компьютер и затем распечатывать на принтере. В быту хакеры часто не организованы: никогда не платят налоги вовремя, дома и на службе постоянно скапливают кучи ненужного хлама, мелкие вспомогательные задачи обычно откладываются в долгий ящик.
В подавляющем большинстве хакеры терпеть не могут физкультуру и не проявляют никакого интереса к спорту. Особенно нелюбимыми являются командные виды спорта и это неудивительно, ведь хакер ценит прежде всего те виды, в которых соревнование идет с самим собой и где для достижения успеха важны упорство, выносливость, умение концентрироваться. Зато хакеры практически не подвержены вредным привычкам. Как правило, не курят, а алкоголь если и потребляют, то в очень умеренных дозах. Достаточно распространено умеренное потребление слабых наркотиков типа марихуаны.
КИСТЬЮ РУСОФОБА
Кажется, что хакеры, готовые испытывать на прочность любые заданные извне правила, должны быть склонны к анархизму. Это не совсем так,политические симпатии многих, если вообще имеются, принадлежат, скорее, левым партиям за исключением экстремистских. По сравнению со многими другими людьми, среди хакеров гораздо реже встречаются как агрессивно-аполитичные личности, так и фанаты какой-то определенной политической идеи, готовые пойти за нее на костёр.
Можно ли рассуждать о чисто российском типе хакера? За рубежом пытаются это делать, и вот что выходит. Недавно на международной конференции Hack in the Box в Амстердаме был представлен обобщенный портрет «русского хакера», основанный на основе анализа особенностей поведения компьютерных злоумышленников из России.
На этом портрете российский хакер мало похож на робин гуда. Исследователи пришли к выводу, что основной мотив, который движет российскими хакерами, в отличие от зарубежных коллег, − жажда наживы. Его жертвами чаще всего становятся не крупные корпорации, а рядовые пользователи. Угрызения совести не терзают потому, что всех, кто проживает на Западе, в России считают богачами. Стоит ли нашим соотечественникам пенять на зеркало или же дело в банальной западной русофобии − предмет для отдельной дискуссии.
Чтобы развеять негативный стереотип в отношении хакеров вообще, и, в частности, российских, а заодно попытаться приручить или хотя бы немного «цивилизовать» хакерское сообщество, наши соотечественники проводят различные мероприятия вроде международных конференций ZeroNights или форума PositiveHackDays.