Тегеранская конференция 1943 г. стала венцом переломного года Второй мировой войны. Как известно, основной её темой стало открытие второго фронта союзников против Германии в 1944 г.
ВРЕМЯ ПРИШЛО
Лишь осенью 43-го сложилась благоприятная обстановка для реального обсуждения и принятия решения о месте и времени высадки союзников на севере Франции. Причиной такого положения стали успехи Красной Армии на Курской дуге, в Донбассе и на левобережной Украине. 17–24 августа президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль на конференции в Квебеке заявили пока ещё только о намерении открыть второй фронт в Европе не ранее мая 1944 г. Накануне конференции военный министр США Стимсон сообщил президенту: «В настоящее время у нас не может быть большой надежды на то, что нам удастся пересечь Ла-Манш и вступить в схватку с противником, имея во главе командующего-англичанина». Тем не менее в решениях англо-американского штаба, участвовавшего в конференции, было записано: «Наличные силы и средства будут распределяться и использоваться в первую очередь с целью обеспечения успеха проведения операции „Оверлорд“». В ответ на предложение о совместной трёхсторонней встрече между 15 ноября и 15 декабря Сталин 8 сентября написал Рузвельту: «Местом встречи было бы целесообразно назначить страну, где имеется представительство всех трёх государств, например Иран. Однако я считаю необходимым сказать, что придётся ещё дополнительно уточнить момент встречи, считаясь с обстановкой на советско-германском фронте».
МНОГО СОМНЕНИЙ В ДОСТИЖЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА
Были ещё важные сдерживающие моменты. 4 сентября начальник ГРУ И. И. Ильичёв получил донесение из Лондона от «Сони» — разведчицы Урсулы Кучински. Она тоже сообщила сведения о совещании в Квебеке. Главным в её донесении было известие о подписании американским президентом и британским премьер-министром секретного соглашения о совместных усилиях по созданию атомной бомбы. Об этом Рузвельт не проинформировал Сталина в своих письмах по поводу Квебекской встречи. 17 сентября поступило донесение из Нью-Йорка: «Рузвельт на встрече в Квебеке с Черчиллем настаивал на созыве конференции руководителей трёх стран без промедления. Черчилль предлагал подождать до стабилизации обстановки на Восточном фронте». Это сообщение подтверждало, что между Рузвельтом и Черчиллем имелись противоречия.
Для принятия решения о встрече «Большой тройки» руководству СССР нужна была уверенность в достижении там значимого результата, а именно согласия США и Великобритании открыть второй фронт. В сентябре и первой половине октября Сталин не был уверен в том, что ему удастся добиться от Рузвельта и Черчилля обещания о конкретных сроках начала высадки союзников во Франции.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕД МОСКОВСКОЙ ВСТРЕЧЕЙ ГЛАВ МИД
На 18 октября была назначена встреча в Москве министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с целью «рассмотреть мероприятия по сокращению сроков войны против Германии и её союзников в Европе». К этому времени необходимо было сложить ясное представление о возможностях и намерениях участников совещания. Здесь пригодилась конфиденциальная информация, полученная из Лондона, Вашингтона и Нью-Йорка.
Информаторы сообщали в Москву: «Второй фронт в Западной Европе не открывается по чисто политическим соображениям. В Англии уже создана 500-тысячная экспедиционная армия, которая содержится в полной готовности и которая обеспечена всем необходимым, в том числе и флотом для высадки на континенте… Американцы твёрдо решили не открывать второй фронт в Голландии, Бельгии и Франции до тех пор, пока немцы не истощат СССР или СССР не истощит немцев... Госдепартамент и военное командование не верят в возможность договориться с советским правительством по послевоенным вопросам. Отсюда тенденция не спешить со вторым фронтом, дабы обескровить Советский Союз и диктовать ему свою политику... Выражено согласие на созыв конференции с участием СССР, направленной по существу к затяжке времени. На этой конференции предполагается основным вопросом поставить послевоенные проблемы. На конференции союзники укажут, что в этом году открыть второй фронт через Францию и Голландию уже поздно и что единственная возможность для этого — весна 1944 года. Основным стимулом созыва конференции в Квебеке был неожиданный переход Красной армии в наступление».
15 октября 1943 г. начальник ГРУ генерал-лейтенант И. И. Ильичёв направил И. В. Сталину донесение о проекте плана операции Overlord (англ. — повелитель). В донесении указывалось, что операция была разработана в середине июня 1943 г., примерный срок её начала — 1 мая 1944 года. Донесение сопровождалось подробной картой-планом операции.
В целом представленная информация свидетельствовала о том, что войска союзников готовы к вторжению, но не начнут его до тех пор, пока в войне не сложится наиболее благоприятная для них обстановка. Кроме того, союзники потребуют от СССР каких-то дополнительных обязательств.
Иллюстрация 1. Исторические фото- и киносъёмки в Тегеране, 1943 г.
РЕШЕНИЕ О ВСТРЕЧЕ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ» ПРИНЯТО
Московская встреча министров иностранных дел союзных держав завершилась 30 октября. В Москве остались довольны её результатами, они открыли путь к встрече «Большой тройки». Результаты московской встречи позитивно оценивались в Вашингтоне и Лондоне: «Как последователи, так и противники президента США Ф. Рузвельта не ожидали такого благоприятного исхода переговоров в Москве… Позиция Рузвельта за установление хороших отношений с СССР укрепилась больше всего после срыва германского наступления под Курском и переходом Красной армии в контрнаступление... Американцы очень обеспокоены позицией англичан после войны и хотят использовать СССР как препятствие для укрепления их влияния в Европе, особенно на Балканах… В британском министерстве иностранных дел можно услышать только похвальные отзывы о конференции и увидеть приятное удивление по поводу дружественности и такта русских».
Когда Сталин понял, что сможет во время прямых переговоров добиться от Ф. Рузвельта и У. Черчилля принятия конкретных обязательств по вопросу открытия второго фронта, он принял предложение Рузвельта о проведении трёхсторонней встречи. Он согласился и с тем, что настало время обсудить с союзниками проблемы послевоенного мироустройства. В Москве, Вашингтоне и Лондоне началась подготовка к встрече «Большой тройки» в Тегеране. От руководства СССР обеспечение проведения конференции поручили наркому внутренних дел Л. П. Берии.
ПОЛОЖЕНИЕ В ИРАНЕ
Территория Ирана тогда контролировалась советскими, английскими и американскими войсками. Части Красной Армии и британский военный контингент вошли в Иран в конце августа 1941 г. В ноте правительства СССР иранскому руководству от 25 августа говорилось: «Германские агенты <...> превратили территорию Ирана в арену подготовки военного нападения на Советский Союз <...>. Это требует от Советского правительства немедленного проведения в жизнь тех мероприятий, которые оно не только вправе, но и обязано принять в целях самозащиты». Действительно, ввод частей Красной Армии в северные районы страны произошёл в точном соответствии с советско-иранским Договором 1921 г. Юго-западные провинции Ирана заняли английские войска. Американские войска вошли в Иран в конце 1942 г. под предлогом обеспечения безопасности доставки военных грузов для СССР. Они заняли южные иранские порты. 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну Германии.
Тегеран, расположенный в 90 км к югу от Каспийского моря, входил в советскую зону ответственности. Благодаря усилиям советской разведки деятельность немецкой агентуры там находилась под контролем и в любое время могла быть пресечена. Важной заботой при организации конференции стало также обеспечение надёжной связи членов советской делегации с Москвой.
«ДОКЛАДЫВАЮ ПЛАН…»
Рассекреченный в 1992 г. документ (илл. 2) позволяет узнать пути, по которым была организована проводная связь.
Иллюстрация 2. Лицевая сторона документа
«Народному Комиссару Внутренних Дел
товарищу БЕРИЯ Л. П.
Во исполнение Вашего личного указания от 10.11.43 г. — докладываю план организации проводной телеграфной связи «Бодо» Москва — Тегеран:
1. Проводная телеграфная связь Москва — Тегеран организуется по двум самостоятельным каналам:
а) по направлению через Сталинград — Ставрополь — Тбилиси — Ереван;
б) по направлению через Куйбышев — Ташкент — Ашхабад — Сари.
Кроме того, как резерв, по мере надобности, будет задействована средняя точка медной цепи ВЧ связи на участке Минеральные Воды — Баку — Шахсевар — Сари. Схема организации связи прилагается.
2. Для обеспечения организации указанной в п. 1 связи, необходимы следующие мероприятия:
а) Указание Командующему войсками Зак. Фронта — о немедленном выделении и переброске в Тегеран к исходу 13.11.43 г. (самолётами или поездом) двух совершенно исправных комплектов Бодо-дуплекс с соответствующим личным составом и электропитанием, могущим обеспечить автономную работу каждого комплекта раздельно;
б) Указание Командующему войсками САВО об усилении охраны и ремонта линии ВЧ связи на участке Сари — Тегеран, для чего выделить одну роту связистов и немедленно перебросить таковую на указанный участок;
в) Возложить ответственность за исправное состояние связи Москва — Тегеран на участке Тбилиси — Тегеран на Командующего войсками Зак. Фронта и на участке Ташкент — Тегеран на Командующего войсками САВО;
г) Возложить на Народного Комиссара Связи товарища ПЕРЕСЫПКИНА оборудование организуемой телеграфной связи трансляционными установками и обслуживание их по трассе Москва — Сталинград — Ставрополь — Минеральные Воды — Тбилиси — Ереван — Тегеран и Москва — Куйбышев — Ташкент — Ашхабад — Тегеран, согласно прилагаемой схемы.
3. Ответственным за состояние связи Москва — Тегеран, с местопребыванием непосредственно в Тегеране, от Главного Управления Связи Красной Армии выделяется начальник отдела ГУСКА — подполковник тов. БУХОНОВ М. Н.
4. Срок установления связи по настоящему плану — к исходу 16.11.43 г.
Прошу Ваших указаний. Зам. начальника ГУСКА генерал-лейтенант войск связи А. Стрелков. 11 ноября 1943 г.»
Добавим здесь, что аппаратура «Бодо» использовалась вместе с шифровальными приставками, доставленными из Москвы.
СОВЕТСКО-БРИТАНСКИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ТЕГЕРАНЕ
В конце ноября И. В. Сталин покинул Москву. Литерный поезд прошёл по маршруту Москва — Сталинград — Баку. В состав официальной делегации входили Сталин, Молотов и Ворошилов. От Баку до Тегерана делегация летела на самолёте. Рузвельт и Черчилль встретились в Каире, а 28 ноября делегации трёх держав были уже в Тегеране. Известно, что после прибытия Рузвельта в Тегеран Молотов сообщил союзникам об опасности террористического акта. Американский президент принял приглашение поселиться в здании советской дипломатической миссии, которое было заблаговременно освобождено от дипломатического и технического персонала. Советский Союз владел в Тегеране большим хорошо оборудованным посольством. Здесь располагались здание дипломатической миссии, резиденция посла, где разместилась советская делегация, и другие служебные здания. В палаточном городке на обширной посольской территории (9 га) устроились несколько сотен опытных бойцов, способных не только обеспечить надёжную охрану, но и принять бой в случае необходимости.
Британское и советское посольства располагались напротив друг друга на двух сторонах одной улицы шириной не более 50 м. Это позволило организовать на время конференции единый советско-британский дипломатический комплекс, объединённый крытым переходом. Вокруг него создали три кольца усиленной охраны. В целях безопасности на время конференции Тегеран был отрезан от внешнего мира. Не работала связь, не выходили газеты, передвижение по городу также было ограничено.
ПЕРВЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРОУСТРОЙСТВА
Переговоры шли с 28 ноября по 1 декабря. Хотя до разгрома фашистской Германии было ещё далеко, Рузвельт надеялся сокрушить её к концу 1944 г., к президентским выборам в США. В беседе со Сталиным 29 ноября он предложил обсудить послевоенное мироустройство. Рузвельт говорил о необходимости обеспечения длительного мира после войны. Сталин поддержал идею создания международной организации, основанной на принципах объединённых наций, эту идею поддержал и Черчилль.
Как известно, в Тегеране советская делегация добилась многого. Главное, был определён срок открытия второго фронта в Западной Европе — май 1944 г. — и решён вопрос о главнокомандующем этим фронтом. Окончательную дату начала высадки союзных войск в Нормандии планировали определить в первой половине 1944 г.
В итоговом документе, зафиксировавшем военные решения, говорилось: «Конференция приняла к сведению, что операция „Оверлорд“ будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволяет наличие десантных средств. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в то же время с целью предотвратить переброску германских войск с восточного на западный фронт. <...> Конференция согласилась, что военные штабы трёх держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было принято решение, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций». Надо сказать, что согласование планов штабов, безусловно, имело место весь 1944 г.
«РУССКИЕ НЕ ИМЕЮТ НЕЗАМЕРЗАЮЩИХ ПОРТОВ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ»
О ходе обсуждений ныне можно судить по опубликованной стенограмме заседаний. Вот её фрагмент.
Заседание за круглым столом 1 декабря.
«Черчилль. Моё предложение гласит: „В принципе было принято, что очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер, с включением в состав Польши Восточной Пруссии и Оппельнской провинции. Но окончательное проведение границы требует тщательного изучения и возможного расселения населения в некоторых пунктах“.
Сталин. Русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны были бы незамерзающие порты Кёнигсберг и Мемель (ныне Клайпеда — Б.С.) и соответствующая часть территории Восточной Пруссии. Тем более что исторически это исконные славянские земли. Если англичане согласны на передачу нам указанной территории, то мы будем согласны с формулой, предложенной Черчиллем».
Иллюстрация 3. За круглым столом в Тегеране
МЫ ПРИБЫЛИ СЮДА С НАДЕЖДОЙ И РЕШИМОСТЬЮ»
7 декабря 1943 г. в советской печати было опубликовано сообщение о встрече руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране и текст Декларации трёх Держав, где говорилось: «... Все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью.
Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели» (илл. 4).
Иллюстрация 4. Публикация Декларации в газете «Правда»
«ДОКЛАДЫВАЮ О ВЫПОЛНЕНИИ»
Ещё долго военные руководители, в том числе и связисты, рапортовали об обеспечении конференции. Вот что отметил в своём ныне рассекреченном сообщении начальник связи Закавказского фронта.
«Начальнику Главного Управления связи Красной Армии
Маршалу войск связи тов. ПЕРЕСЫПКИНУ
Докладываю о выполнении Вашего приказания по организации связи Москва — Тегеран, на период переговоров Маршала Советского Союза товарища Сталина с президентом Северо-Американских Соединённых Штатов Рузвельтом и премьер-министром Англии Черчиллем, на Тегеранской конференции, с 20 ноября по 4 декабря 1943 года.
1. Согласно расчёту, указанному в шифрограмме заместителя начальника генерального штаба — генерала армии т. Антонова, в распоряжение представителя ГУСКА подполковника т. Бухонова, из состава 121 полка связи было выделено и передано в гор. Баку:
а) Личный состав — начальник группы зам. командира телеграфно-телефонного батальона 121 полка связи майор Конев <...>.
Для технического обслуживания двух раздельно действующих аппаратов были выделены два техника <...>.
Для работы на двух раздельно действующих аппаратах Бодо и обслуживания их был выделен личный состав, согласно указанному расчёту полностью, в том числе 18 телеграфистов бодистов <...>.
б) Аппаратура. Были выделены два комплекта аппаратов Бодо дуплекс с соответствующим количеством источников питания, экспломатериалов, принадлежностей и инструмента. Аппараты Бодо были выделены из групп аппаратуры ВТУ штаба фронта, действующие, вполне исправные <...>.
2. После того когда мне стало известно назначение выделенной группы связистов и аппаратуры, мною был заменен майор Конев, вместо него на самолёте был выслан командир т/т батальона 121 полка связи майор Гренадеров, с ним также был послан лучший, опытный техник бодист 121 полка ст. техник-лейтенант Рзаев. Дополнительно сверх расчёта были посланы запасная головка приёмника Бодо и другие запчасти, которые дополнительно были выделены за счёт разукомплектования действующей аппаратуры Бодо, так как в наличии их не имелось в течение 2-х лет.
3. В пути следования на автомашинах, от Астара до Тегерана и от Тбилиси до Тегерана, вследствие тряски произошли незначительные повреждения в комплектах Бодо. Все неисправности в аппаратах были устранены силами личного обслуживающего состава <...>.
4. Для обеспечения бесперебойности прохождения работы были подготовлены и проверены провода:
а) Индо-линии № 157 и 268 на участке — Тегеран, Тавриз, Ереван, Тбилиси — основное направление;
б) Средняя точка бронзовой цепи ВЧ связи и физический провод на участке — Баку, Астара, Сари, Тегеран — дополнительное направление.
Провода индо-линии на территории Ирана от Джульфа (Иранская) до Тегерана, под руководством моего заместителя полковника Модова, были прикрыты эксплопостами 110, 167, 697 Отд. кабельно-шестовых и 285 Отд. телеграфно-строительных рот. 110 и 167 Отд. кабельно-шестовые роты были переброшены из района Тбилиси.
На проводах индо-линии № 157 и 268 на территории Ирана, эксплопостами было заменено 827 битых изоляторов, произведена чистка изоляторов от осевшей на них пыли. На отдельных, прилегающих к дороге участках линии, общим протяжением до 348 км, произведена очистка проводов от ветвей деревьев, вросших в провода, в населённых пунктах и городах, в том числе на территории дворца губернатора г. Казвин и на улицах г. Тегеран, общим протяжением до 30 км. Вопросы обрезки ветвей в каждом случае надо было согласовывать с соответствующими иранскими властями, а в отдельных дворах и садах с владельцами их. Провода № 157 и 268 были изолированы — отсоединены от вводов и спрямлены во всех иранских пунктах связи. В городе Тегеран от индо-линии к советскому посольству был наведён запасной кабельный шлейф. Всего на трассе Тегеран — Минеральные Воды было поставлено на эксплоатацию 8 рот.
Благодаря перечисленным выше мероприятиям, добросовестному и старательному отношению всего личного состава, обслуживавшего связь Москва — Тегеран, вся выделенная нами аппаратура и провода нашего основного направления работали безотказно, за исключением двух случаев повреждений на проводах: первый — в районе Джульфа (Иранская) одна автомашина колонны автомашин, перегоняемых в Советский Союз, ведомая водителем-иранцем, наскочила на столб индо-линии, выбила его и порвала все 4 провода. Второй случай — в 7 км от Тегерана команда военнослужащих англичан, подвешивая свой кабель, при переходе через индо-линию порвала все 4 провода. Указанные повреждения были устранены эксплопостами в первом случае через 2 ч. 17 м., во втором случае через 1 ч. 47 м.<...>.
Начальник Упр. связи Закфронта генерал-майор войск связи Шуватов»
Главный результат тегеранской конференции — высадка союзников в Нормандии осуществилась спустя полгода, 6 июня 1944 г.