21/08/2023

Приёмная кампания — 2023 пройдёт по старому перечню направлений подготовки и новым правилам поступления, на фоне очередной реформы системы высшего образования и споров о низком качестве подготовки молодых специалистов. 

 

ФУМО ВПО

Начнём с диспозиции. 1 февраля 2022 года был издан приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки». Документ отменяет все старые перечни и утверждает новый единый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. В частности, он включает новые области образования и укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года. 

Приказ Минобрнауки от 4 марта 2022 года № 197 устанавливает соответствие специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки, перечень которых утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. № 89, с перечнями, которые были утверждены приказами ведомства от 12 сентября 2013 г. № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения» и № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 

Согласно новому перечню, вводятся новые укрупнённые специальности. Абитуриенты получат право поступать не на конкретную специальность, а на укрупнённую группу и смогут учиться по направлению, например, «Информационная безопасность», чтобы потом выбрать специализацию. Также отменяется уже привычная идентификация направлений, например, 10.00.00 для ИБ, а вводится новая, для «Информационной безопасности» — 34. Следом идёт обозначение направлений обучения (01–08), при этом список специальностей не претерпел изменений. Согласно приказу, выпускники получали бы квалификации бакалавра/магистра техники и технологии или специалиста по защите информации. 

 

УХОД ОТ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Однако в конце февраля 2022 г. началась специальная военная операция. Россия попала под западные санкции, в апреле прошлого года отечественные вузы были исключены из Болонской системы образования. А уже в мае 2022 г. министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что ведомство само намерено отказаться от Болонской системы и разработать собственную систему высшего образования, в основе которой будут лежать интересы национальной экономики. 

С учётом новых подходов к высшему образованию Минобрнауки России предлагает новую модель макета ФГОС ВО и новую модель структуры «Перечня направлений высшего образования по программам базового высшего образования, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового поколения» за подписью директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Т.В. Рябко), которым предлагается единый уровень базового высшего образования для всё тех же укрупнённых направлений, сохранив уровень магистратуры по некоторым из них (например, по нынешнему направлению «Информационная безопасность», 10.04.01). Также письмо содержит модульный проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования по укрупнённой группе направлений. До 10 июня 2023 г. министерство принимало предложения и замечания по предложенным проектам перечня направлений и госстандарта. Все материалы можно найти на сайте.

12.05.2023 был подписан Указ Президента РФ №343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», которым в 2023/24 и 2025/26 учебных годах в ряде университетов страны проводится пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования. Указ вводит базовое высшее и специализированное высшее образование, а также аспирантуру. На уровне специализированного высшего образования будут реализованы программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Срок освоения программ базового высшего образования — от четырёх до шести лет, программ магистратуры специализированного высшего образования от одного года до трёх лет в зависимости от направления подготовки. Обучение лиц, имеющих высшее образование, — специалитет, по программам магистратуры специализированного высшего образования станет продолжением обучения и не является для указанных лиц получением второго или последующего высшего образования. На студентов, осваивающих программы базового или специализированного высшего образования и аспирантуры, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющие государственную аккредитацию, а также программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). 

Министерствам и ведомствам поручено в кратчайшие сроки подготовить и принять нормативно-правовые акты в соответствии с положениями Указа и осуществить приём учащихся на 2023/2024 учебный год в соответствии с пилотным проектом и контрольными цифрами приёма, установленными ранее для участников эксперимента. 

 

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТРАСЛЬ

О необходимости реального изменения подходов к уровню и качеству подготовки специалистов по информационной безопасности уже несколько лет говорят на всех профильных мероприятиях по кибербезопасности. Работодатели массово жалуются на низкое качество подготовки выпускников. Они вынуждены принимать на работу молодых специалистов, имеющих минимальные представления о том, чему их учили. Имеющих минимальный опыт работы необходимо дополнительно обучать год-полтора, чтобы получить сотрудника, которого можно допустить к самостоятельному делу и который сможет профессионально развиваться в будущем. Об этом много говорилось, например, в рамках конференции «Кадры и образование по ИБ в России: настоящее и будущее», которая прошла весной этого года в Сочи, на Федеральной территории «Сириус». 

Недоумение профессионалов отрасли вызывало и деление программ на направления кибербезопасности, хотя на практике идёт защита одной и той же инфраструктуры, разница в конечных бизнес-решениях (банки, вендоры) и рисках. Позицию отрасли поддерживало и Минцифры в лице заместителя директора Департамента обеспечения кибербезопасности ведомства Евгения Хасина, который высказывался за подготовку специалистов широкого профиля с базовым техническим ИТ-образованием, полученным в первые два года обучения, и последующей специализацией по одному из ИБ-направлений. 

Отдельный сегмент образования — это подготовка специалистов по информационной безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами, которая требует знания не только основ кибербезопасности, но и специфики производства, а также направления защиты информации, включая криптозащиту, программа подготовки специалистов по которым составляет государственную тайну. 

Со стороны регуляторов на различных мероприятиях звучали предложения внести изменения в учебные программы, чтобы повысить качество подготовки за счёт увеличения времени на практику. Возможны и другие комплексные решения по повышению качества образования в области ИБ, в том числе продление обучения по направлениям специалитета с 5–5,5 до 6 лет. Различные проекты решений в настоящее время рассматриваются, их цель — повысить прикладную направленность и обеспечить практические результаты. 

Ещё одно направление повышения качества подготовки — привлечение в вузы нового преподавательского состава из числа специалистов профильных компаний. О том, как сложно завлечь профессионалов, готовых передать опыт новым поколениям специалистов, также говорят на мероприятиях. Как стало известно BIS Journal, эта проблема перешла на государственный уровень, разрабатывается полномасштабная программа привлечения в вузы ИТ-специалистов из профильных компаний. Это связано с тем, что большинство университетов в настоящее время не готовы вести полноценную подготовку высококлассных специалистов, а качество и уровень знаний профессорско-преподавательского состава зачастую не соответствует требованиям времени. 

Дискуссия по перспективам развития высшего образования в области информационной безопасности продолжается. Хочется верить, что чиновники от образования и представители отрасли смогут выработать единое мнение, которое найдёт отражение в учебных программах. 

 

ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ. ПРАВИЛА ОПЯТЬ ПОМЕНЯЛИ

Несмотря на все грядущие глобальные изменения, приёмная кампания — 2023 пройдёт по старым направлениям подготовки. И новым правилам, которые вступили в силу с 1 марта 2023 г. и действуют до 1 сентября 2027 г. 

Согласно очередным нововведениям, последовавшим после критики правил приёма прошлых лет, абитуриенты смогут подать заявления в пять разных университетов, выбрав в каждом не более пяти направлений подготовки (ранее было 10). При этом университеты могут установить меньшее количество направлений подготовки. Как правило, ведущие вузы регламентируют подачу документов на три направления. 

При подаче заявления абитуриент должен указать свои приоритеты, если он участвует в нескольких конкурсах. Это касается и поступающих по целевой и специальной квотам. Зачисление будет проводиться в соответствии с указанными в заявлениях приоритетами, согласно конкурсным спискам. Поступающий на бюджетные места зачисляется в соответствии с наиболее высоким приоритетом зачисления, по которому он проходит по конкурсу на эти места. При поступлении на платной основе зачисление осуществляется в соответствии с одним или несколькими приоритетами. На каждом этапе зачисления вуз определяет наиболее высокий приоритет, по которому абитуриент проходит по конкурсу. При этом будущий первокурсник может поменять свои приоритеты до дня завершения приёма документов, поэтому оценить вероятность поступления на выбранную специальность в конкретном вузе и вовремя переложить оригинал документа об образовании по-прежнему затруднительно. 

В этом году отменено отдельное заявление о согласии на зачисление, достаточно наличия оригинала аттестата или диплома. Отозвать свои документы и отказаться от зачисления можно на любом этапе до дня завершения приёма документов. 

Старт приёмной кампании должен начаться не позднее 20 июня. Срок завершения приёма документов зависит от правил конкретного вуза и характера дополнительных вступительных испытаний, но ограничен 25 июля. Конкурсные списки должны быть опубликованы 27 июля, приоритетное зачисление должно пройти 28–30 числа того же месяца, а основной этап зачисления — 3–5 августа. В соответствии с правилами приёма, оригиналы документов от поступающих должны быть предоставлены в вузы 29–30 июля для тех, кто идёт по квотам, или 4–9 августа — для поступающих на общих основаниях. Дополнительный приём на бюджетные места бакалавриата и специалитета, если таковые останутся, завершается не позднее 29 августа. 

 

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

Спрос на направления «Информационная безопасность» (специальности группы 10.00.00) по-прежнему велик как среди поступающих, так и у работодателей: высококвалифицированных специалистов не хватает. Об интересе к направлению видно и по конкурсу прошлых лет, и по проходному баллу, который особенно важен при поступлении в ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга. И даже по тому, как сегодня широко представлены специальности по ИБ в вузах страны. Так, согласно данным информационных порталов для абитуриентов, направление 10.03.01 («Информационная безопасность», бакалавриат) открыто в 103 университетах страны, 10.05.01 («Компьютерная безопасность», специалитет) — в 34 вузах. «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (10.05.02) доступна для поступления в 27 университетах, «Информационная безопасность автоматизированных систем» (10.05.03) — в 55. Реже представлены направления 10.05.04 «Информационно-аналитические системы безопасности» (15), 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» (12). Совсем специфические направления «Криптография» (10.05.06) и «Противодействие техническим разведкам» (10.05.07) традиционно представлены в Академии ФСБ РФ. Впрочем, противодействовать техническим разведкам с 2023 г. будет учить также Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича. 

Отдельно стоит отметить и направление, открытое в Финансовом университете при участии и поддержке Банка России, — «Безопасность автоматизированных систем в финансово-банковской сфере». В 2023 г. здесь ждут 100 первокурсников на бюджетной основе и столько же — на платной. По данным 2022 г., конкурс на бюджет составил 3,72 человека на место, средний проходной балл ЕГЭ — 85,1. 

Открыт и приём в магистратуру по направлению «Управление информационной безопасностью в финансово-банковской сфере». Предусмотрены 45 мест на бюджете и 5 — платно, стоимость обучения 350 тыс. рублей, есть скидки успешно прошедшим вступительные испытания. 

В связи с созданием в декабре 2022 г. в Министерстве внутренних дел Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, может увеличиться спрос и на специалистов в области безопасности информационных технологий в правоохранительной сфере (специальность 10.05.05). Их готовят в первую очередь профильные университеты системы МВД России, а также некоторые технические университеты. В основном по направлению представлены специализации «компьютерная экспертиза при расследовании преступлений» и «технологии защиты информации в правоохранительной сфере». Реже университеты готовят специалистов по информационно-аналитическому обеспечению правоохранительной деятельности и оперативно-техническому обеспечению раскрытия и расследования киберпреступлений. Хватит ли новому управлению и его подведомственным структурам того количества молодых специалистов, что готовят отечественные образовательные организации, покажет время.