05/05/2023

Пришла пора дать расшифровку письма правительницы России царевны Софьи Алексеевны князю Василию Васильевичу Голицыну, приведённого в № 3 за 2022 г. (илл. 1).

Иллюстрация 1. Письмо царевны Софьи Алексеевны князю Василию Голицыну

 

«ПОДАЙ ТЕБЕ ГОСПОДИ И ВПРЕДЬ ВРАГА ПОБЕЖДАТИ»

«Свет мой, братец Васенка, здравствуй, батюшка мой, на многие лета. И паки (снова — Б.С.) здравствуй, Божиею и пресвятыя Богородицы, и твоим разумом и счастием победив агаряны. Подай тебе Господи и впредь враги побеждати, а мне, свет мой, веры не имеетца, что ты к нам возвратишься. Тогда веры поиму, как увижу во объятиях своих тебя, света моего. А што, свет мой, пишешь, штобы я помолилась, будто я верно грешная пред Богом и недостойна, однако же дерзаю надеяться на его благоутробие, аще и грешная. Ей, всегда того прошу, чтобы света моего в радости видеть. По сем здравствуй, свет мой о Христе, на веки несчетныя. Аминь».

Письмо написано во время похода русских войск к Крыму в 1689 г. Василий Васильевич Голицын возглавлял этот поход. Заметим, что опрометчиво было бы судить о царевне-правительнице и о её взаимоотношениях с князем Голицыным по приведённым здесь строкам письма.

 

О ПИСЬМАХ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ

Это одно из двух известных шифрованных писем Софьи Алексеевны (илл. 2) Голицыну за время того крымского похода. Расшифровка писем опубликована Н. Г. Устряловым ещё в 1858 г.

Отметим, что письма зашифрованы на одном и том же ключе — искусственном алфавите. Это шифр простой замены. Оба письма носят личный характер, в них практически отсутствует деловая информация. Деловой можно признать лишь фразу во втором письме:

«Борису не побыть ли в Белогороде, также и Овраму, сверхъ того, как ты, радость моя, изволишь».

Из истории похода можно понять, что здесь речь идёт о военачальниках — боярине Борисе Петровиче Шереметеве и думном дворянине Аврааме Хитрово.

Иллюстрация 2. Царевна Софья Алексеевна (работа XIX в.)

 

Случалось, царские письма перехватывали. В том же письме указано: «Почты от нас, светъ мой, посланы три. Четвёртой Шошинъ. Порадей, батюшка мой, чтобъ его окупить или на размену отдать».

Здесь упомянут Матвей Шошин, подьячий приказа Большой Казны. Он доставлял В. В. Голицыну письма от Ф. Л. Шакловитого во время крымского похода и побывал в плену. Крупный государственный деятель, глава царской охраны Фёдор Леонтьевич Шакловитый имел шифрованную переписку с Голицыным и пересылал ему шифрованные письма Софьи Алексеевны. Вероятно, Софья Алексеевна в деловой переписке применяла другие шифры.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ ПОХОДНОГО ШТАБА С МОСКВОЙ

Для обеспечения связи войск и московского правительства во время крымских походов 1687 и 1689 годов были организованы специальные почтовые станции. Гонцы имели возможность отдохнуть и сменить лошадей. Уже в 1687 году действовало 17 станций. Согласно реестру почтовой корреспонденции, в 1689 г. в штаб В. В. Голицына доставили 67 почтовых отправлений из Москвы. Для каждого отправления указаны состав почты (перечислены все упаковки с их печатями) и сдавшее почту лицо, указано время отправления из Москвы (число и час). Кроме регулярной почты, через почтовые станции следовали личные гонцы главнокомандующего В. В. Голицына. Всего за полгода он направил в Москву 58 личных гонцов с тайнописными посланиями.

 

РЕШЕНО КИЕВ НЕ ОТДАВАТЬ

Крымские походы русских войск 1687 и 1689 годов заслуживают более подробного упоминания. Ведь их проведение стало своеобразной оплатой принадлежности Киева России.

Как известно, 13-летняя Русско-польская война, в которую вынужденно вступила Россия, согласившись принять в свой состав Украину, завершилась перемирием на 13 с половиной летв 1667 г. Тогда Россия удержала за собой левобережную (по Днепру) Украину, но Киев, лежавший на правом берегу, должен был вернуться в польское владение через два года, предоставленных для вывода русского гарнизона. Шляхте, утратившей свои владения в левобережной Украине, Россия выплатила из казны 200 тысяч рублей компенсации. Понятно, что Киев имел и имеет сакральное значение для русских, поэтому царская власть решилась город не отдавать и за ценой, кровью или деньгами, не постоять.

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОСКВЫ

Время шло, дипломатия работала. Надо сказать, что дипломатическая активность Москвы после царя Алексея Михайловича даже усилилась. Хотя постоянных дипломатических представительств было ещё мало, потребность в них компенсировали приезды посольств. В царствование Фёдора Алексеевича только в июле 1677 года Москва одновременно принимала четыре посольства. А ведь иногда посольства состояли из нескольких сот человек. При правительнице Софье Алексеевне в 1686 году за границу выезжала российская дипломатическая делегация, вполне сравнимая с Великим посольством 1697–1699 годов. Она объехала 11 государств.

Московские дипломаты закрепили продвижение России и на Дальний Восток. В 1689 году трудами Фёдора Алексеевича Головина был заключён Нерчинский договор с Китаем.

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ ОДЕЖДА И ГЛОБУС

Особенно активно и успешно Россия вошла в европейскую политику при Василии Васильевиче Голицыне, возглавлявшем Посольский приказ в 1682–1689 годах.

Его, как и Ф. А. Головина и значительную часть сотрудников Петра I, выдвинул царь Фёдор Алексеевич (илл. 3).

Иллюстрация 3. Царь Фёдор Алексеевич (работа XIX в.)

 

При В. В. Голицыне служащие Посольского приказа переоделись в европейскую одежду, а над главным из каменных корпусов Посольского приказа, вполне в духе времени, вознёсся огромный глобус, символизировавший весь земной шар.

 

«РАЗГОВОР ШЁЛ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ…»

Вот что доносил о своём первом визите к главному российскому дипломату французский посланник:

«Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь итальянского государя. Разговор шёл на латинском языке обо всём, что происходило важного тогда в Европе; Голицын хотел знать моё мнение о войне, которую император и столько других государей вели против Франции, и особенно об английской революции; он велел мне поднести всякого сорта водок и вин, советуя в то же время не пить их… Дом Голицына был один из великолепнейших в Европе».

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ МАНЁВРЫ В. В. ГОЛИЦЫНА

Контакты с Францией, союзницей Турции и Крымского ханства, были важны для России. Ведь именно Турция, а не Польша контролировала правобережье Днепра с севера уже за много вёрст до днепровских порогов и также претендовала на левобережье. Десятилетняя война России с Турцией завершилась в 1681 г. Бахчисарайским миром на 20 лет с признанием Киева и левобережья до запорожских земель за Россией. Всё же, учитывая все риски и выгоды, Россия вступила после долгих переговоров в «Священную лигу» европейских государств и, согласно договору, заключённому с Австрийской империей, Венецией и Польшей, обязалась помочь им в войне с Турцией.

 

КИЕВ НАШ!

От России требовалось не допустить помощи турецким войскам со стороны крымского хана. Взамен Польша согласилась подписать «Вечный мир» с Россией, уступив при этом Киев за 146 тысяч рублей серебром. Мирный договор был подписан в Москве в апреле 1686 г. Так Киев утвердился за Россией юридически. На илл. 4 приведён известный портрет князя В. В. Голицына вместе с томом русско-польского мирного договора, закрепившего Киев за Россией. 

Иллюстрация 4. Портрет В. В. Голицына (работа XIX в.)

 

МНОГОВЕКОВАЯ ОПАСНОСТЬ

Конечно, обязательства России в «Священной лиге» были тяжелы, ведь их выполнение означало новую войну с Турцией. Впрочем, русское государство, на протяжении столетий ощущавшее опасность с южного направления, всегда готовилось к обороне. 

По возможности возводили укрепления и строили крепости, которые затем превращались в города. Так возникли Орёл и Курск, а в конце XVI и начале XVII веков — Белгород и Харьков. На илл. 5 приведена реконструкция путей грабительских набегов с крымского направления и указаны сторожевые города, построенные к середине XVII столетия. 

Неся колоссальные материальные потери, Россия постоянно и вынужденно тратила силы и средства на защиту от опустошительных нашествий. Главными, конечно, были людские потери. За пять веков, до 1730-х годов, многие сотни тысяч, если не миллионы русских пленников прогнали по этим дорогам в Крым. Выживших продавали на невольничьих рынках. Огромные территории на плодородных землях вдоль путей набегов вынужденно пустовали. 

 

ЗНАКОМЫЕ НАЗВАНИЯ

Осенью 1680 г. вышел указ царя Фёдора Алексеевича о строительстве нового города Изюм с крепостью и земляным валом. Уже в 1681 г. крепость была построена под руководством генерал-поручика Григория Ивановича Косагова. Расположение Изюма на илл. 5 можно найти в точке слияния рек Оскол и Северский Донец. Одновременно с его строительством по берегам Оскола и Северского Донца создавалась линия укреплений с городками Балаклея, Купянск... Не правда ли, знакомые названия?

 

ВЫПОЛНЯЯ ПРИНЯТЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА...

Выполняя принятые обязательства, сам В. В. Голицын возглавил два демонстративных похода русских войск к Крыму в 1687 и 1689 годах. Вероятно, они потребовали огромных финансовых затрат, что стало дополнительной платой за передачу Киева России. Но эти походы показали и силу российской армии, состоявшей уже в основном из полков нового строя: солдатских, драгунских, гусарских и рейтарских.

Операции русских войск заслужили высокую оценку в Европе. Они были эффективны: уже первый поход вынудил турецкое командование снять войска с других фронтов и отправить их для защиты Константинополя, что обеспечило успех союзников.

 

ВПЕРВЫЕ ВЗЯТ ОЧАКОВ

Первый поход к Крыму из-за задержек со сбором войск начался лишь в середине мая 1687 г. Обоз ведомой В. В. Голицыном 90-тысячной армии насчитывал более 100 тысяч возов с припасами. 2 июня подошли войска гетмана И. С. Самойловича (50 тысяч казаков), 22 июня обе армии достигли положения, отмеченного на илл. 5 рекой Конская. Осознав опасность, крымский хан Селим Гирей повелел своим войскам отступить вглубь ханства, отравить источники воды и выжечь степь. В таких условиях русское командование приняло решение об отступлении с 28 июня на северо-запад к Днепру, где и произошли боевые действия. На правобережье вскоре потерпела поражение Буджакская орда. Одновременно корпус генерала Г. И. Косагова разгромил гарнизоны турецких крепостей в нижнем течении Днепра, впервые взял крепость Очаков и вышел к Чёрному морю.

Иллюстрация 5. Пути крымских грабительских набегов

 

24 августа поход был прекращён царским указом, но на южных рубежах оставили войска численностью 5 и 7 тысяч человек «для бережения великороссийских и малороссийских городов». Ещё несколько полков получили приказ строить укрепления на реке Самара для следующего похода в Крым.

 

ВТОРОЙ КРЫМСКИЙ ПОХОД

Новый поход начался в конце февраля 1689 г. 112-тысячная русская армия при 400 орудиях с огромным обозом одной колонной двинулась через степи к Крыму. 15 мая произошло крупное нападение крымских татар, отбитое артиллерийским и ружейным огнём. При этом погибли сыновья крымского хана. 20 мая русские войска подошли к Перекопу, за ним далее простиралась безводная степь. Армия терпела лишения, да и продолжение похода вглубь Крыма не планировалось. Ханские посланники просили мира, уже не помышляя о получении от России денежных выплат, предусмотренных Бахчисарайским мирным договором. Командование понимало, конечно, что окончательное устранение набегов из Крыма тогда было невозможно и должно было остаться делом неблизкого будущего. Основная цель похода — сковывание сил противника — была достигнута, поэтому поход был прекращён и В. В. Голицын отступил от Перекопа, сохранив почти всю армию и возвысив международный авторитет России.

 

БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ

Но истинные цели крымских походов были известны лишь очень узкому кругу лиц в России, что использовали их противники и конкуренты в борьбе за собственную власть. Как известно, вскоре правительство Софьи Алексеевны было свергнуто и В. В. Голицына сослали на Север, в Пинегу, где он и умер 25 лет спустя. Недооценённый современниками, он заслужил благодарную память потомков.