Среди тем, попавших в тренды почти сразу после 24 февраля 2022 года – отъезд «элит» и отъезд «айтишников». Но надо ли сейчас тратить время на обсуждение вопроса о возможном оттоке «айтишников» за рубеж?
«Отъезд элит» практически не сказался на культурной и общественной жизни страны. По крайней мере, не сказался в худшую сторону. Может быть и отъезд «айтишников» – это из категории «кобыла с возу, …»?
Ложечки нашлись, а осадочек остался
Пищу для выводов об отсутствии оснований для печали даёт, например, оперативный отклик на проблему отъезда «айтишников» бывшего главреда одного из толстых глянцевых деловых журналов, авторитетного в неполживых кругах. На ютьюб-канале им была представлена выборка людей, позиционирующих себя (судя по согласию на участие в действе) в качестве «айтишников» или рупоров «околоайтишных» кругов. Все эти люди в тех или иных выражениях артикулировали происходящее в рамках настроений «карету мне, карету! …».
Но эти, в большинстве своём просто стартаперы или стартаперы серийные, представляют для страны сомнительную ценность со своими проектами типо «доставка еды за 15 минут» и прочими инициативами, единственной стратегической целью видится продажа якобы перспективного бизнеса, а на полученные деньги или «оттяг» на Гавайях, или «замут» нового стартапа, а лучше и то, и другое одновременно. Примеры такого рода «айтишников» появляются время от времени в обозрениях одного из трэвэл-блогеров. Среди выразительных эпизодов – ступор одного из замдиректоров при попытке найти ответ на вопрос блогера о трудовой функции этого гаваизированного «айтишника».
Возвращаясь же с Гавайев в нынешнюю прохладную московскую весну 2022 года уместно заметить, что на CISO Форуме 12 апреля была озвучена уже некая «синергия» обозначенных в преамбуле материала тем – «потери в элитной градации айтишников».
Об этом явлении было упомянуто в ходе пленарной дискуссии «Если завтра война, если завтра в поход… Один день из новой жизни CISO»:
«по статистическим данным, на рынке не наблюдается никакой волны уехавших.
… Потери, скорее всего, заметны в элитной градации айтишников, потому что за кадры такого уровня всегда шла, идёт и будет идти война, которая сейчас обостряется».
Это мнение шло вразрез со словами Натальи Касперской о табунках «айтишников», метнувшихся «все вдруг» за рубеж, на которые ссылались СМИ в 20-х числах марта.
Однако уже в 20-х числах апреля Наталья Касперская уточнила информацию о миграции «айтишников». На одной из конференций «по нефти и газу» и на ИТ-слушаниях, организованных законодательной властью, председатель правления АРПП «Отечественный софт» отметила, что компании в худшем случае потеряли пару-тройку своих сотрудников, а основной вклад в релокацию внесли зарубежные компании, имеющие в России коллективы разработчиков. При этом Н.И. ссылалась на опрос среди пары сотен членов возглавляемой ею АРПП «Отечественный софт» (из которых, правда, далеко не все стали откровенничать).
В общем, через пару месяцев после начала гона «волны» данные из трёх независимых источников начали сходиться, и проблему отъезда «айтишников», казалось бы, можно было считать исчерпанной. Ан нет!
All animals are equal. But some of them are more equal than others!
Пока вопрос с отъездом «айтишников» уточнялся, масса государственно озабоченных людей с цифровой деформацией представлений об этих самых государственных интересах вынесла на суд законодателей ряд инициатив, призванных особо подчеркнуть заботу государства об «айтишниках».
Освобождение от армейского призыва, льготная ипотека, налоговые послабления – только не надо покидать российские пределы!
И даже когда СИТУАЦИЯ ВРОДЕ БЫ ПРОЯСНИЛАСЬ в том смысле, что НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПАНИКИ в том виде, в котором она предлагалась обществу в марте, карта отъезда «айтишников» продолжает разыгрываться!
Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России, на конференции «Информационная безопасность банков»18 апреля говорит: «Считаю очень своевременными государственные меры по поддержке ИТ-отрасли, сильные налоговые послабления с целью поддержания развития отечественного ИТ-направления. Однако следует отметить, что если и раньше было сложно удерживать ИТ- и ИБ-специалистов на банковском рынке, то сейчас ситуация обострилась катастрофически. Поэтому мы обратились в ЦБ и в Правительство по поводу того, что надо расширить спектр налоговых и иных послаблений, в том числе и для возможностей работы ИТ-специалистов в финансовых учреждениях».
Но позвольте! А, НАПРИМЕР, молодые авиастроители (конструкторы и инженеры-технологи, токари/фрезеровщики/слесари-сборщики и другие рабочие), которые должны будут максимально быстро актуализировать авиационный парк страны?
ПОЧЕМУ О НИХ ТАК ШУМНО НЕ ЗАБЕСПОКОИЛИСЬ ОКОЛОГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ И ЛЕДИ?
Тем более, что по словам Алексея Войлукова часть ИТ- и ИБ-специалистов потянулась за рубеж «по политическим и финансовым соображениям».
А надо ли удерживать таких людей?!
Конечно, в отрицании патриотизма и идеологии нашу страну далеко продвинули за последние десятилетия, но не пора ли обратиться и к положительному опыту использования этой моральной ценности (речь идёт о патриотизме) и использовании этого инструментария (речь идёт об идеологии)? Раз уж отрицательный опыт потерпел фиаско.
Но для начала зададимся вопросом, а так уж ценна, например, «экосистема» отечественного софта в её нынешнем виде?
Однажды лебедь, рак и щука…
«Согласно последнему исследованию АРПП проникновение отечественных ИТ-продуктов в госсектор и госкомпании составляло 30-35%. При этом основа основ – платформенные решения – составляет менее 5%» (со слов председателя правления АРПП «Отечественный софт»).
Помниться, не так давно, на конференции ТАСС «Антисанкции. В чём выгода импортозамещения в сфере IT» член Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде РФ Андрей Безруков отметил, что Россия мировой лидер в разработках разных ОС, которыми в стране занято НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ КОМПАНИЙ.
И хотя в упоминании об этом многотемье формально нельзя было услышать негатива, но «ориентируясь на тон командора» складывается впечатление, что отечественная ИТ-«индустрия» – это дефрагментированная толпа «айтишников», бродящая по ИТ-пустыне от одного миража к другому, не имея во главе этих гуляний внятного мыслящего Моисея, направляющего это движение к конечной полезной для страны цели. И в результате этих брожений в стране сформирован пузырь цифровой экономики, при схлопывании которого в стране не останется ничего, реально работающего на внутренние потребности.
А кто у нас муж?
В связи со сказанным «потери в элитной градации айтишников не выглядят пугающими.
Да, гендиректор Яндекса недавно переместился в Израиль, но привёл при этом такие обоснования своего решения, что об утечке мозгов говорить не приходится. Тем более, что особенностью второй попытки развития капитализма в России стал кадровый состав бизнеса, специфика психологических качеств и квалификации основной массы «лиц, принимающих решения» и их окружения. Вот несколько цитат, иллюстрирующие это утверждение:
«Не было надрыва, все делалось по приколу, ощущение было, что всё можешь».
«Но я быстро печатала и, без ложной скромности, хорошо соображала. Номера внутренних телефонов запомнила наизусть и соединяла быстро. Через две недели меня уже назначили помощником финансового директора. ... И иногда показываю, что и письма сама писать умею, и сложные таблички ваять».
Недлинно и очень образно описал начальные условия, которые определили траекторию профессионализма нынешней «элиты», описал Юрий Поляков в одной из своих повестей:
«Представьте себе большой склад, набитый добром, – в него заложена бомба. Первыми, еще до взрыва, приезжают на склад и хапают те, кто эту бомбу заложил. Потом хре-е-енак – и добро валяется под ногами. Вы будете ходить вокруг да около, будете бояться милиции, КГБ, общественного мнения, суда истории и так далее. А пацаны примчатся на скейтбордах и всё расхватают…».
Сегодня эта «элита» возраста молочно-восковой спелости (45+) не готова переламываться:
«… «старички», которым уже под 50. И они своё большое дело [имеется в виду первый миллиард, прим. автора] в жизни сделали».
«…не каждый сможет всю жизнь бежать, чтобы стоять на месте, так как часто на работе учиться некогда, а после работы не всегда есть возможность, потому что у человека есть друзья, хобби, а со временем появляется и семья …».
А есть ли у нас «айтишники» элитной градации в системе госуправления?
Вопрос, похоже, риторический.
Председатель правления АРПП «Отечественный софт» в одном из своих интервью отметила, что «… российской электроникой надо было заниматься сильно раньше. ПОЧЕМУ-ТО начали с программного обеспечения. Но без железа ПО просто повисает в воздухе и с этой точки зрения мы очень уязвимы». ПОЧЕМУ-ТО?!
А разве не директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ высказывался в том смысле, что «мы» уже не успели «вскочить на поезд» в том, что касается разработки «железа»? И никто из «айтишников элитной градации» из бизнеса не возразил этой идеологеме, неоднократно, к слову сказать, звучавшей и ранее из уст «айтишников элитной градации», удобно устроившихся в системе госуправления («…не каждый сможет всю жизнь бежать, …»).
Из эпохи «физиков и лириков» в эпоху «айтишников и юриков»
Уже не все, возможно, помнят или знают, но была в нашей стране эпоха «физиков и лириков», которая дала стране ракетно-ядерный щит (который прикрывает нас до сих пор), химизацию народного хозяйства (и снабжение удобрениями из России и Беларуси сегодня критически важно для Европы и Африки), стройки Сибири (результаты которых кормят ныне наших олигархов и американских акционеров).
Но ещё эпоха «физиков и лириков» сформировала в стране за четверть века нравственный и культурный потенциал, который лежал КАК в основе очередей на Таганку и в «Современник», на концерты бардовской песни, в основе аншлагов премьер отечественного кинематографа и фильмов ММКФ, ТАК и в основе самопожертвования пограничников на Даманском и бойцов «холодной войны», самопожертвования, которое обеспечило подписание всех тех мирных договоров, что до 21 века гарантировали стабильность миропорядка.
Сформировала не без идеологии и цензуры («сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!»), но сформировала!
И именно этот нравственный и культурный потенциал стал главным объектом разрушения устоев нашего государства на протяжении последних 50 лет. Сначала с помощью ползучей идеологии «всемерного удовлетворения растущих потребностей трудящихся», а потом – с помощью нахрапистой идеологии воспитания «квалифицированного потребителя», продуктом которой и стал сегодняшний массовый российский «айтишник».
Его психофизиологической особенностью является «тонкая душевная организация» (по мнению Натальи Касперской, высказанному ею в марте на заседании комитета Госдумы по информационной политике). В результате «слом системы приводит их в трепет» (ibid). А для профессионализма этих «айтишников» характерно то, что они «во многом связаны с Западом, работали на западном «железе»» (ibid).
И эти слова Н.И. – самая, пожалуй, мягкая, можно сказать материнская, оценка по сравнению с теми, которые даются профессиональным и нравственным качествам современного типичного «айтишника» его нынешними работодателями в кулуарах конференций и в личных беседах. Но, как говорится, ёжики кололись, плакали, но ели кактусы! Ведь, перефразируя изречение И.В. Сталина о писателях, «других «айтишников» у меня для вас нет!».
А жаль! Ведь «информационным технологиям пора отдавать свои долги», как отмечалось на конференции «при» Cyber Polygon 2021 (киберполигон Сбера) на секции по безопасности цифровизации партнёрских связей (supply chain).
Это было сказано в контексте накопившихся проблем с безопасностью в ходе гонки процессов цифровизации. И участники дискуссии отметили тогда, что «будет хуже, прежде чем станет лучше». И в этих условиях тонкая душевная организация нынешних «айтишников» и её следствие, подмеченное Н.И. («слом системы приводит их в трепет»), играют против «отрасли».
И тут уместно вспомнить о системном единстве сосуществования массового российского «айтишника» и «айтишников элитной градации», которым долгое время было позволено развивать отрасль на основе предельно либеральных рыночных технологий.
До тех пор, пока единственным «большим делом» «айтишников элитной градации» будет «первый миллиард», сделанный «по приколу», не стоит ожидать от массового российского «айтишника» содействия обществу и государству в получении каких-либо «долгов» от информационных технологий (в российских реалиях это не только ИБ-иммунитет инфраструктуры, но и технологическая ИТ-независимость). Тем более, когда эта самоназванная ИТ-элита не имеет за душой каких-либо ИТ-достижений, а деловые успехи не связаны с победами в реальной конкурентной борьбе.
А вот если перейти в управлении отраслью от «риск-конкуренции» ИТ-стартапов к решению первоочередных ИТ-задач «по требованиям», то появляется возможность оперативного и стратегического планирования развития ИТ-отрасли для достижения цели технологической независимости.
И одним из вариантов для такой работы являются не абстрактные «государственные меры по поддержке ИТ-отрасли, сильные налоговые послабления с целью поддержания развития отечественного ИТ-направления», а работа с ИТ-элитой (людьми и компаниями), выросшей в секторе информационной и кибербезопасности ИТ (ИБ&КБ).
Ведь, как утверждает ряд исследований отечественного рынка – «информационная безопасность – сектор традиционно сильный в нашей стране, здесь мы имеем решения мирового уровня», а «проникновение отечественных ИТ-продуктов такого рода в госсектор и госкомпании составляет до 90%».