28/03/2022

Новостная лента начала января 2022 года была похожа на сводки с фронтов: за несколько новогодних дней ковид «выкосил» миллионы людей по всей планете и вернул забытые за осень и начало зимы понятия «карантин» и «удалёнка». В спор родителей и учителей о необходимости дистанционного обучения вмешались профсоюзы – при выборе формы образования приоритетным стал вопрос физической безопасности педагогов. А с другой стороны планеты дистанционное обучение сочли за благо, поскольку доступ к цифровым технологиям получили дети из глухомани.

 

США

В США с самого начала 2022 года был поставлен очередной рекорд: всего за сутки высококонтагиозным штаммом Omicron заболели более 1 млн человек. Среди заболевших много учителей, поэтому в окружных департаментах штатов заговорили о возвращении к дистанционному обучению. Многие родители и эксперты выразили протест против такого перехода, который, как они считают, оказывает неблагоприятное влияние на обучение и психическое здоровье детей. Но способов противостоять пандемии нет: со 2 января не менее 5200 школ в 1200 округах по всем штатам объявили о нехватке учителей и персонала, и очные занятия были отменены на 1–2 недели.

Каждый штат самостоятельно принимает решение по переводу школ на дистанционное образование. В одних округах были продлены каникулы, в других срочно начали удалённые занятия, но, учитывая нехватку учителей, сделали гибкое расписание, включив в учебный процесс как уроки онлайн, так и самоподготовку.

Такой разнобой в подходах не всегда приветствуют учителя: в то время как дети легко переносили коронавирус, смертность среди взрослого населения растёт. На защиту интересов педагогов встали профсоюзы. Например, в округе Чикаго (более 340 тыс. учеников) профсоюз учителей проголосовал за восстановление дистанционного образования и настаивал на строгих протоколах безопасности, включая более широкое тестирование школьников. Чикагский союз учителей призвал 27 тыс. своих членов не посещать занятия и работать удалённо до 18 января, если только вспышка коронавируса не стихнет или профсоюз и округ не договорятся о новых протоколах очного обучения.

Лидеры профсоюза отмечают, что показатели вакцинации подростков в возрасте 12–17 лет из числа меньшинств особенно низки, что способствует распространению коронавируса. В свою очередь, окружные специалисты возражают против дистанционного обучения, которое оказалось опасным опытом и больше всего вредит ученикам из числа тех же национальных меньшинств.

В спор профсоюзов и округов по всем штатам пришлось вмешаться даже Администрации президента США. Белый дом продолжит настаивать на том, чтобы государственные школы оставались открытыми, в том числе в Чикаго.

 

ИНДИЯ

С 3 января в стране стартовала вакцинация подростков в возрасте 15–18 лет. Однако новая волна пандемии привела к немедленному закрытию школ и колледжей во многих штатах, как минимум до конца января, а то и до середины февраля. В части штатов в университетах и колледжах отменены занятия физкультурой, а все экзамены, в том числе отложенные ранее, проведут онлайн. В ряде регионов ученики 9–12 классов продолжат ходить в школы, но наполняемость классов не должна превышать 50%. Дошкольники и ученики 1–8 классов повсеместно перейдут в онлайн.

На этом фоне Национальный совет по образованию для государственных и частных школ, контролируемый и управляемый правительством Индии, и частный Совет по экзаменам на аттестат зрелости Индии должны определить даты выпускных экзаменов для учеников 10-х и 12-х классов. Испытания планируется провести во втором семестре, где-то с середины февраля, где-то – в марте-апреле 2022 г.

Государственные и частные учреждения по стране перешли на работу с 50-процентным присутствием персонала на рабочих местах. Многие университеты отправили студентов по домам. Например, Индийский институт инженерных наук и технологий (IIEST) в Западной Бенгалии попросил студентов покинуть кампус и уехать домой, поскольку в штате отмечен резкий – от 50 до 70% в день – прирост заболевших. В противном случае учащийся должен представить письмо от родителей с согласием на пребывание на территории университета. Студенты, оставшиеся в кампусе, должны соблюдать самоизоляцию, требования коменданта и посещать онлайн-занятия.

 

ИНДИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Казалось бы, индийские родители, как их коллеги из других стран, должны протестовать, что многие дети третий год учатся онлайн, а учебные заведения даже не открывались для очного обучения. Однако в дистанционном образовании многие видят преимущества.

По мнению Санжайя Гоэла, директора Института инжиниринга и технологий Университета Дж. К. Лакшмипата, тенденции в области образовательных технологий полностью преобразуют учебный процесс. «Необходимо сделать онлайн-классы более увлекательными, с усилением человеческих связей через геймификацию и виртуальную реальность. Это сделает образование не только увлекательным, но и более доступным, гуманным и инклюзивным, – считает доктор Гоэл. – Очевидно, что современные тенденции в области образовательных технологий полностью трансформируют образовательный сектор». Новые технологии обучения будут дополнены искусственным интеллектом, технологиями машинного обучения и дополненной реальностью и будут играть ключевую роль в образовании. Даже на сегодняшнем уровне студенты смогли продолжить совместное образование. Ожидается, что мировой рынок EdTech к 2026 г. составит $240 млрд.

По словам Гоэла, геймификация станет одной из новых тенденций в образовании, которая будет доминировать в 2022 г. «Игровые уроки помогают вовлечь учащихся и вызвать у них максимальный интерес к учёбе. Даже использование видео для онлайн-обучения (или обучения на основе видео) получит новый импульс», – считает он.

«В ближайшие годы виртуальное обучение с улучшенной физической реальностью станет будущим образования, – полагает доктор Сильпи Саху, председатель Международной образовательной группы SAI. – Онлайн-обучение станет более реальным с помощью метавселенной, которая включит в себя концепцию дополненной и виртуальной реальности (AR и VR). В 2021 г. уже были использованы широкоформатные виртуальные, почти реальные платформы для проведения школьных мероприятий. С появлением метавселенных онлайн-класс будет выглядеть более реальным, чем когда-либо. С переходом на дистанционное образование уже появились некоторые новые тенденции: персонализированное и темповое обучение, электронная оценка и использование технологий, улучшающих усвоение уроков и снижающих предвзятость оценок. По мнению Прашант Джейн, генерального директора издательства учебной литературы Oswaal Books, преподаватели будут использовать стратегии оценивания на основе приложений для оценки критического мышления.

Доктор Сильпи Саху также считает, что блокчейн поможет упростить утомительный процесс проверки и передачи заданий, записей о сотрудниках, уникальных учётных данных студентов, а также поможет избежать человеческих ошибок.

 

ИНДИЯ. ЖЕНЩИНА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК

В начале декабря Национальная комиссия по делам женщин (NCW) запустила онлайн-ресурсный центр (www.digitalshakti.org) для женщин. Его целью является обучение женщин азам кибербезопасности и безопасному использованию интернет-технологий. Это совместная инициатива NCW, Meta (признана в РФ экстремистской организацией), CyberPeace Foundation и Autobot Infosec Pvt Ltd, представленная в рамках проекта «Мы думаем о цифровом — цифровая Шакти 3.0».

Ресурсный центр призван служить источником информации и поддержкой в борьбе с кибернасилием в отношении женщин. Там представлена информация в различном формате.

  • Информационные видеоролики на различные темы кибербезопасности. Сих помощью в доступной форме любая женщина сможет оценить угрозы и принять меры предосторожности, узнает, как защитить себя в критической ситуации.
  • Информационные баннеры – небольшие рисунки предназначены для быстрого обучения посетителей страниц. Они дают краткую информацию по различным вопросам для учёбы «на лету».
  • Справочный центр – это отдельный раздел Ресурсного центра, который предлагает помощь женщине, попавшей в беду, по вопросам, связанным с безопасностью в Интернете: кибербуллинг, киберпреследование, финансовое мошенничество, секс-вымогательство, шантаж и т. д.

Планируется создать отдельный раздел для консультирования, чтобы пострадавшая могла получить помощь в режиме реального времени. Фонд CyberPeace Foundation уже принимает заявки с сайта и быстро предоставляет консультации женщинам, нуждающимся в защите.

На страницах Ресурсного центра будет доступна и психометрическая оценка состояния человека. Женщина может пройти тест и получить оценку своего психического здоровья, при этом все данные тут полностью защищены и недоступны третьей стороне.

В разделе электронного обучения женщина может пройти уроки, изучить информацию по теме и получить оценку.

Раздел Ресурсного центра «Сообщения» предоставляет информацию обо всех способах сообщений о киберпреступлениях в отношении женщин. Этот раздел предоставит пользователям пошаговый процесс сообщения о проблемах киберпреступности и поможет самостоятельно решать множество проблем, таких как сообщение в социальных сетях, удаление контента с веб-сайтов, обращение в правоохранительные органы и даже возмещение ущерба.

В рамках первых этапов проекта We Think Digital – Digital Shakti 3.0 к проблемам кибербезопасности было привлечено внимание более 217 тыс. женщин по всей Индии. За второй год программы были проведены 167 семинаров, которые охватили 105 тыс. человек, включая студентов, преподавателей и социальных работников. Все они прошли обучение по темам поведения в глобальной сети Интернет, получили понятие о цифровом следе, ответственном поведении в цифровом пространстве, кибербезопасности и киберпреступниках, а также о методах борьбы с дезинформацией и киберпреступлениями. Программа была номинирована на премию WSIS Prize 2020.

В рамках третьего этапа программы, который стартовал в марте 2021 г., планируется охватить порядка 1,5 млн женщин и девушек по всей Индии.

 

LIFELONG LEARNING СТАРТУЕТ В ИНДИИ

Индийская UpGrad – крупнейшая компания высшего онлайн-образования в Азии – запускает краткосрочные курсы по кибербезопасности и аналитике данных. Две новые программы посвящены кибербезопасности и анализу данных, они предназначены для профессионалов, обладающих предметными знаниями. По окончании обучения обладатели сертификатов смогут добиться новых карьерных высот, считают разработчики учебных курсов.

Программа сертификации кибербезопасности рассчитана на 29 недель, а программа сертификации аналитики данных — на 36 недель. Оба курса были созданы UpGrad совместно с учебным центром Fullstack Academy из Нью-Йорка и Калифорнийским технологическим институтом и включают живые и записанные лекции, а также возможность учиться в процессе работы.

Комментируя старт новых учебных курсов, Фалгун Компалли, соучредитель UpGrad, отметил, что в связи с пандемией вырос спрос на облачные технологии, что потребовало от работников новых навыков и изменило потребности рынка труда.

Компания UpGrad постоянно оценивает потребности рынка и разрабатывает эффективные программы повышения квалификации, помогает справиться с общим кризисом спроса и предложений. Благодаря партнёрству UpGrad cамериканскими Fullstack Academy и Caltech учащиеся в Индии могут принять участие в практических онлайн-занятиях по аналитике данных или кибербезопасности, которые являются такими же строгими и качественными, как программы обучения в США. Это особенно важно для крупных корпораций и их региональных отделений, которые стремятся повысить квалификацию в быстро развивающемся технологическом ландшафте.