17/01/2022

«Событиям юбилейного года, адресованным детям и юношеству, нужно уделить самое пристальное внимание. Их цель — не только просветить, но и вовлечь молодёжь в изучение и сохранение истории своей семьи и Родины в целом. Для этого следует искать и показывать примеры ещё не известных героев Великой Отечественной, о чьих подвигах знают пока только страницы архивных документов, запускать тематические конкурсы, опросы, используя популярные социальные сети...».

Президент России В. Путин

 

В феврале 2021 года Фонд содействия развитию безопасных информационных технологий (ФСРБИТ) начал новый проект «Криптографический фронт: виртуальный музей» [1]. Основная идея проекта состоит в организации коллективной работы по созданию виртуального музея, посвящённого одной из малоизвестных сторон Великой Отечественной войны — достижениям шифровальной и радиоразведывательной служб СССР, их вкладу в Победу.

В современной России историческая память о Великой Отечественной войне является мощным ресурсом патриотического и гражданского развития. Вместе с тем в медийном поле сформировано преимущественно одностороннее представление о научных и технологических факторах, повлиявших на ход Второй мировой войны. Этому способствовала и сложившаяся в СССР практика тотального засекречивания архивных материалов о деятельности криптографической службы, подразделений шифрованной связи и радиоразведки.

При этом очевиден интерес молодёжи к вопросам безопасности информации. Школьники 8–11-х классов активно участвуют в проводимой более 30 лет олимпиаде по криптографии им. И. Я. Верченко (число участников около 4000 тыс. ежегодно, очный тур проводится на площадках более 40 городов). Специально подготовленная Фондом к юбилею Победы в 2020 году видеозадача о шифровании метеосводок в период войны для олимпиады «Готов к жизни в умном городе!» вызвала отклик интерес и в более младшей возрастной группе.

В части проектно-исследовательской деятельности в области истории криптографии отметим опыт проведения в 2007 году конкурса проектов к 100-летию И. Я. Верченко, а также постоянный интерес к этому направлению учителей-предметников. Анализ подобных работ показывает, что большинство из них опирается на зарубежную фактологию и нередко содержат наивные ошибочные трактовки фактов из области криптографии. При этом сведения о деятельности отечественных криптографов отражаются на весьма абстрактном уровне, а материалы военных архивов практически не используются.

Тем самым можно констатировать необходимость соответствующей трансформации медийного поля. Опыт проведения Фондом в 2018–2020 гг. в нескольких городах серии лекций и квестов для школьников по тематике «Криптографический фронт Великой Отечественной» показывает наличие исторического материала о криптографической деятельности, адекватного для восприятия категории 8–11-х классов. Собственно, середина ХХ века —последний период, когда суть применявшихся средств шифрования ещё доступна для понимания без специального образования.

 

Из поздравления сотрудникам и ветеранам криптографической службы России:

«Особо отмечу огромный вклад, который внесли криптографы в достижение Великой Победы. Во многом благодаря их компетентности, ответственности и личному мужеству была обеспечена надёжная шифрованная связь, в том числе в ходе переломных битв и сражений».


В. Путин, 5 мая 2021 года

 

Целью проекта «Криптографический фронт: виртуальный музей» является содействие патриотическому воспитанию молодёжи через вовлечение в сохранение исторической памяти о криптографической и радиоразведывательной деятельности в период Великой Отечественной войны, а его содержательным ядром — поиск в интернет-архиве «Память народа»  документальных материалов для экспозиции виртуального музея.

В рамках проекта организован Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Шифры Победы». Его весенний этап 2021 года завершён в мае, когда отмечались и День Победы, и 100-летие криптографической службы Российской Федерации. К участию приглашались команды учеников 7–10-х классов. Проекты выполнялись под руководством учителей. Всего приняли участие более 80 команд из различных регионов России.

Основное содержание работы участников заключалось в поиске на интернет-портале «Память народа» архивных документов, отражающих различные аспекты криптографической деятельности подразделений Красной армии в 1941–1945 гг. Всего командами было найдено более 8000 таких документов, среди них — инструкции по способам шифрования сообщений и кодирования топографических карт, шифротелеграммы и кодограммы, расписания ключей.  Для многих документов созданы карточки-описания, дополняющие с учётом предметной области карточки архива «Память народа». Результаты проделанной школьниками работы представлены в виде базы данных, она размещена в открытом доступе на сайте конкурса (музейкриптографии.рф).Такая организация работы позволила объединить усилия большого числа участников. Систематизация ссылок на архивные документы позволяет выявлять интересные связи между ними, в том числе хранящимися в разных частях архива. Кроме того, создаются предпосылки для введения в научный оборот новых исторических документов. То есть документ, конечно, уже есть в архиве, но из-за шифрования нет доступа к части или ко всему содержанию сообщения, в том числе его авторах и упоминаемых воинских частях, месте событий.

Специальной подготовки (в области программирования, математики, истории или архивного дела) для участия в конкурсе не требовалось, достаточно было общих навыков работы в интернете. Следует отметить, что поиск и анализ информации в ходе конкурса во многом аналогичен подходам, применяемым в конкурентной разведке в интернете. Имеется большой массив данных в открытом доступе, но, как всегда, имеются и пропуски, опечатки и ошибки метаданных. Поиск зависит от предметной области, без понимания которой не получится составлять результативные поисковые запросы.

Методическая поддержка школьников и руководителей команд обеспечивалась серией вебинаров об основных понятиях криптографии, способах поиска на портале «Память народа», консультациях по вопросам участия в конкурсе. Кроме того, для участников конкурса в интернет-формате проведена тематическая викторина (квиз) и подготовлены две видеолекции, их записи размещены на BIS-TV.

Торжественное награждение участников Московского региона проведено на базе Центрального музея Вооружённых сил РФ 19 мая 2021 г. В ходе мероприятия школьники прослушали краткую лекцию к 100-летию криптографической службы РФ и приняли участие в тематическом квесте. Для решения его заданий 12 командам (68 чел.) потребовалось реконструировать по розданным архивным документам и топографическим картам два применявшихся в период Великой Отечественной войны шифра. Это оказалось довольно непростой задачей для школьников.

В ходе проекта издана книга Столпакова Б. В., Никонова Н. В. «Просто и важном. Экскурсия в криптографию без формул». Экземпляры вручались победителям и призёрам конкурса, а тем, кто не смог принять участие в очном формате, разосланы по почте вместе с дипломами. Кроме того, в школы, представленные активно участвовавшими командами, направлены благодарственные письма.

Результаты проведения конкурса следующие. Более 200 школьников смогли в ходе практической деятельности познакомиться с подлинными документами периода Великой Отечественной, отражающими и ход боевых действий, и применявшиеся в то время технологии защиты информации.  Создан задел документальной информации для экспозиции виртуального музея «Криптографический фронт». 

Методические наработки по организации конкурса «Шифры Победы» будут развиты в осеннем семестре, а материалы квизов и квеста могут быть предоставлены заинтересованным образовательным организациям для использования в военно-патриотической работе.

 

[1] Проект поддержан грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества №21-1-009977, предоставленного Фондом Президентских грантов.