Организационное и документационное сопровождение процессов обучения и тренировки навыков ИБ.
Большая часть специалистов по информационной безопасности уже пришли к пониманию необходимости обучения и тренировки навыков сотрудников. Однако практическая реализация этих процессов во многих случаях представляет собой продукт «интуитивных» экспериментов, а также попыток добиться положительного результата методом проб и ошибок. Очевидно, что для получения нужного результата требуется другой подход – основанный на научных исследованиях и проверенных психологических методиках.
Мы начинаем публикацию цикла статей, который поможет ИБ-службам качественно организовать процессы обучения и тренировки. В них мы поделимся собственным опытом и универсальными наработками, которые легко адаптировать и использовать в собственной практике. Это позволит избежать типовых ошибок и предупредить множество неприятных рабочих ситуаций, начиная от разрешения конфликтов с отдельными сотрудниками и заканчивая необходимостью объяснить вышестоящему руководителю рациональность тех или иных мер и нововведений.
Первая статья посвящена тому, как организовать адаптацию сотрудников компании к процессу обучения и тренировки навыков в сфере информационной безопасности.
Вторая рассказывает о том, как справиться с возражениями сотрудников, по той или иной причине отказывающихся проходить обучение и тренировки навыков.
Адаптация персонала к процессам обучения и тренировки навыков ИБ
Проблема внедрения новых процессов в работу кажется вечной, особенно если это касается процессов обучения и тренировки навыков ИБ. Даже простое изменение платформы для обучающих курсов нередко приводит к тому, что сотрудники перестают соблюдать установленные правила. Когда же процессы требуется создать с нуля, сопротивление экспоненциально возрастает.
В этой статье мы поговорим о том, как использовать методы адаптации для процессов ИБ, чтобы систематизировать все необходимые действия и объединить их в единый план-программу.
Что такое адаптация и зачем она нужна?
Адаптация персонала — процесс «привыкания» сотрудников к новой деятельности в компании. HR-коллеги под «адаптацией персонала» понимают интеграцию в рабочий процесс и корпоративную культуру новых сотрудников и тех, кто перешёл на новую должность или в другой отдел.
Таким образом, адаптацию персонала к процессам ИБ можно рассматривать как начальное знакомство новых сотрудников с принятыми в компании правилами ИБ, первичное обучение и тренировку навыков ИБ, а также разъяснительную работу по новым процессам и инструментам ИБ, внедряемым в компании.
Можно выделить следующие преимущества, которые даёт компании система адаптации персонала к процессам ИБ:
Чем качественнее проходит адаптация, тем меньше возникает в дальнейшей работе возражений, конфликтов, недопониманий и нарушений установленных норм. Для этого адаптация должна быть чётко организована и регламентирована, иметь ясную цель, понятную и логичную структуру. Добиться этого поможет индивидуальная корпоративная программа адаптации персонала к процессам ИБ в компании, содержащая основные этапы адаптации, инструменты реализации и взаимодействия с сотрудниками, временные рамки и критерии оценки эффективности/успешности адаптации.
Основные этапы адаптации персонала к процессам ИБ включают в себя:
Инструменты взаимодействия с сотрудниками по процессам ИБ
Если технические инструменты, как правило, привычны и понятны, то инструменты поддержания коммуникации с сотрудниками, проходящими адаптацию, могут вызывать вопросы. Особенно если необходимо налаживать их регулярное использование, структурировать общение.
Рассмотрим некоторые инструменты, которые позволяют наладить взаимодействие с сотрудниками. Их использование не ограничивается адаптацией новых сотрудников. Получив начальные навыки, сотрудники привыкают в дальнейшем использовать их для повседневной работы.
Важный момент: внедрение новых ИБ-процессов часто вызывает раздражение и сопротивление у «костяка», состоящего из опытных сотрудников. Чтобы этого раздражения избежать, нужно регулярно общаться со всем персоналом посредством следующих инструментов:
Поддержание всех перечисленных способов взаимодействия с персоналом — сложная задача, которая полностью находится в сфере ответственности специалистов по ИБ. Однако систематическое применение данных инструментов формирует стабильный и надёжный канал связи со всеми сотрудниками, создаёт положительное и ответственное отношение сотрудников к ИБ как к неотъемлемой части всех рабочих процессов.
Использование этих инструментов позволяет провести «рефрейминг», изменив отношение сотрудников с «безопасники мешают работать» на «компания снижает риски», «пользователи повышают свой уровень/устойчивость к мошенникам» и т. п. Для этого следует использовать позитивные формулировки, избегать приказного тона, включать в письма элементы заботы, поддержки и понимания. Разумеется, необходимо помнить и о базовых принципах корпоративной этики: вежливости, краткости, ясности и своевременности.
Частота взаимодействия по процессам ИБ
Регулярность взаимодействия с сотрудниками по процессам ИБ подразумевает наличие определённой периодичности и правил коммуникации, которые также должны быть прописаны в программе адаптации в виде плана-графика.
Мы рекомендуем придерживаться следующей частоты и триггеров взаимодействия:
ВАЖНО! В зависимости от подготовки и опыта нового сотрудника, его психологических качеств и специализации срок адаптации к процессам ИБ может составлять от двух месяцев до полугода.
Оценка адаптации персонала к процессам ИБ
Как любой целенаправленный процесс, адаптация персонала в ИБ нуждается в подведении итогов, которое позволяет оценить эффективность реализации адаптации, а также выяснить необходимость коррекции или доработки.
Результат адаптации показывает, насколько успешно сумел пройти все этапы, научился использовать все необходимые ИБ-инструменты. В качестве итога сотруднику может присваиваться статус адаптации (успешно/неуспешно), выставляться оценка на основании результатов тестирования и имитированных атак, составляться рейтинг успешности по компании и т. д.
По результату адаптации сотрудники делятся на следующие типы:
Адаптация персонала — одна из наиболее сложных задач, падающих на плечи специалистов по информационной безопасности. Тем не менее последовательное применение приведённых в статье инструментов позволяет решить эту задачу с приемлемыми затратами времени и ресурсов, но самое главное — сформировать фундамент корпоративной ИБ-культуры и создать у сотрудников целостное понимание важности соблюдения требований безопасности.
Работа с возражениями сотрудников в процессах обучения и тренировки навыков ИБ
Работа с возражениями сотрудников по поводу любых нововведений в рабочие процессы — важная часть обучения и тренировки навыков ИБ у сотрудников. Опыт крупных компаний показывает, что специалисты ИБ просто не знают, как корректно реагировать на сопротивление со стороны неподконтрольных им коллег.
В этой статье мы рассмотрим основные виды возражений против обучения, их причины и формы проявления, расскажем, как реагировать на возражения сотрудников и прогнозировать их, поделимся краткосрочными стратегиями, которые помогут «здесь и сейчас», а также обсудим долгосрочные стратегии формирования позитивного имиджа отдела ИБ в компании.
Возражения как симптом
Нововведения и возражения тесно связаны между собой, поскольку возражения представляют собой естественную, чаще всего бессознательную, реакцию человека на вторжение в его личное пространство. Прежде чем принять новшества, человеку требуется время на их критическое осмысление. Именно это и происходит с сотрудниками, когда им помимо основной работы приходится заниматься обучением и тренировкой навыков ИБ.
Неизбежность возражений не означает, что можно возложить всю ответственность на самих сотрудников и пустить процесс на самотёк, руководствуясь правилом «решаем проблемы по мере их поступления». Любой опытный менеджер по продажам подтвердит, что, если возражения вовремя снять, в дальнейшем они уже не будут возникать. Таким образом, возражения можно рассматривать как показатель зрелости и проработанности способов внедрения новых процессов в существующую структуру компании и рабочие привычки коллег.
Важно! Не стоит полагаться исключительно на краткосрочные решения. Используя их, необходимо в любом случае ориентироваться на долгосрочные решения, поскольку именно долгосрочные решения позволяют проработать положительную мотивацию сотрудников, а эффективность краткосрочных, как правило, проявляется в виде мотивации «избежание наказания».
Типы возражений и что с ними делать
У каждого возражения может быть как рациональная причина, связанная, например, с неудобством выстроенного процесса, так и совершенно иррациональная причина, проявляющаяся в виде психологического сопротивления, которое нужно помочь преодолеть. Понимание причины возникновения возражения помогает выбрать оптимальный способ его преодоления.
Выявление корректной причины появления возражений — основная трудность для специалистов ИБ. В разборе возражений мы сделаем особый акцент на психологические аспекты и «сигналы», которые помогут понять истинную природу возражений, а следовательно, выбрать правильный алгоритм работы с ними.
Будет ценно, если вы соберётесь всей командой ИБ и выпишете все возможные возражения, которые могут возникнуть именно у вас в компании с учётом внутренней специфики.
Мы выделяем 15 типов возражений сотрудников:
Рассмотрим эти возражения, их причины и способы их решения подробнее:
1. «Мне некогда проходить это обучение/тренировки»
Причины
У сотрудника действительно может быть много работы и не хватать времени на прохождение обучения/тренировок. Но чаще всего подобную фразу используют как отговорку, которая придаёт важности не желающему проходить обучение сотруднику и позволяет скрыть лень или страх неудачи.
Как отличить одно от другого? Предложите сотруднику самому выбрать удобное время и день для прохождения обучения, при этом оговорив временные рамки, например, не позднее чем до конца квартала.
Если человек ссылается на то, что и тогда не найдёт 20 минут для обучения, скорее всего, сработает стратегия «утверждено начальством и является частью работы». Пытаться рационально объяснить полезность обучения в такой ситуации бессмысленно.
Проработка лени и страхов в данном случае возможна только с помощью долгосрочных решений, которые предполагают последовательное формирование у сотрудников фундаментального представления о данных процессах как об обязательных и абсолютно безопасных,что в процессе обучения можно ошибаться, это не вызовет последующего осуждения или каких-либо санкций.
Краткосрочные решения
Долгосрочные решения
2. «Я это уже проходил. Опять?»
Причины
Человеческий мозг так устроен, что не любит совершать бессмысленные повторяющиеся действия без очевидного профита, который может получить «здесь и сейчас». Это касается и изучения учебного материала, который сотрудник уже проходил.
Другой рациональной причиной может быть непонимание сотрудниками необходимости регулярно проходить обучение и тренировки ИБ. Для большинства пользователей новые угрозы неотличимы от старых, как и меры противодействия им. Технические детали различий остаются за границей понимания. Из-за этого люди не могут применить полученные теоретические знания для распознавания реальной киберугрозы.
Здесь эффективно работает обычное информирование, которое объясняет, почему необходимо регулярно проходить тренировки и обучение, в чём их отличия, как это влияет на работу и безопасность компании в целом.
Основными нерациональными причинами данного типа возражений являются лень и скука. И ошибочным решением здесь будет поспешить сделать обучение более лёгким, ярким, весёлым, анимированным. Лень и скука — психологический защитный механизм, который преодолевается обязательностью данных процессов. Всё,что кажется людям необязательным, рано или поздно вызовет подобные эмоции, поскольку они служат эволюционным способом экономии собственных энергоресурсов на «ненужные, необязательные вещи».
Краткосрочные решения
Долгосрочные решения
3. «Я и так всё это знаю, отстаньте»
Причины
Этот тип возражений крайне редко бывает рациональным и к тому же является одним из самых сложных для обработки. Понять это помогает эффект Даннинга — Крюгера, который заключается в том, что умные/компетентные люди склонны больше сомневаться в своей компетентности, в то время как люди, не отягощённые интеллектом, практически не способны осознать свою ограниченность. Как следствие, к таким возражениям чаще всего прибегают некомпетентные сотрудники с завышенной самооценкой.
Рациональный вариант этого возражения можно встретить, когда сотрудник искренне считает, что его образования, знаний или пройденного ранее разового обучения в сфере ИБ хватит на всю оставшуюся жизнь. К сожалению, среди этой аудитории часто попадаются сами специалисты по ИБ.
Стратегия обработки данного типа возражений схожа с предыдущими, но включает в себя дополнительный обязательный элемент необходимости «приземлить» сотрудника путём назначения дополнительных сложных атак или внезапного тестирования знаний ИБ, а также наглядной демонстрации его результатов обучения/тренировок. Хорошо работает неформальное манипулирование самоуверенностью через спор «на слабо»: «если сдашь всё на отлично — можешь не обучаться». Однако такой неформальный тип общения подходит не для всех коллективов, По очевидным причинам это не сработает в общении с oldschool-руководителями, которые требуют к себе особого отношения и уважения просто в силу занимаемой должности или большого опыта работы.
Краткосрочные решения
Долгосрочные решения
4. «Это слишком сложно»
Причины
Рациональная причина этого возражения состоит в том, что назначенный курс обучения, тестирование или имитированные атаки действительно слишком сложны для данного сотрудника, особенно если он сталкивается с ним впервые. Очевидно, что в такой ситуации учебные материалы нуждаются в адаптации по уровню сложности и категориям сотрудников, поскольку HR-специалисты в любом случае будут менее компетентны в вопросах ИБ, нежели сотрудники службы ИТ.
Если же это единичные возражения-отговорки, не связанные с уровнем сложности учебных материалов, истинная причина, скорее всего, состоит в страхе неудачи или банальной лени. Универсальное оружие против ленивых сотрудников — обязательность. В случае низкой самооценки и страха неудачи сотруднику требуется дополнительное положительное подкрепление, подбадривание. Избегайте здесь негативных коннотаций и негативных мер мотивации «от наказания».
Краткосрочные решения
Долгосрочные решения
(Продолжение в следующем номере)