14/09/2020

75 лет назад советские войска, заставив капитулировать Японию, поставили точку во Второй мировой войне. В ходе советско-японской войны, длившейся с 9 августа по 2 сентября 1945 года, важную роль сыграли наши связисты и криптографы.

 

БОЛЬШАЯ НЕВИДИМКА

К началу боевых действий на Дальнем Востоке была организована стационарная сеть правительственной связи, которая послужила основой для развёртывания сетей связи на театре боевых действий (ТБД). Подготовка велась несколько лет.

С началом войны с Германией Отдел правительственной связи (ОПС) НКВД СССР, помимо обеспечения связи с частями действующей армии, обеспечивал функционирование сети правительственной связи в тылу, в том числе и на Дальнем Востоке. В 1941-1942 гг. были построены станции засекреченной связи (ВЧ‑станции) в Чите, Хабаровске, Владивостоке и ещё десяти городах.

В течение 1943-1945 гг. там было протянуто 2 тыс. км проводов, построено 37 узлов связи и других объектов. Но в целом пропускная способность каналов связи к началу 1945 г., их техническое состояние и протяжённость, не могли обеспечить эффективный обмен информацией. Для исправления ситуации ОПС направил на Дальний Восток свои резервы.

Как и во всех войсках, перебрасываемых на Дальний Восток, в частях правительственной связи соблюдался режим секретности. Главной тайной была цель передислокации. Личному составу передовых частей, отправленных на Дальний Восток в марте-апреле 1945 г., сообщалось, что они направляются для строительства новых и ремонта существующих линий связи. И только командиры в общих чертах знали истинную цель переброски войск.

Объяснить передислокацию было трудно: война с немцами ещё не закончилась и солдаты, и офицеры не понимали, почему они должны уезжать за тысячи километров от фронта. Однако приказ есть приказ, и эшелоны войск правительственной связи (ВПС) полным ходом шли на Дальний Восток.

После окончания войны с Германией стало легче, переброску войск теперь маскировали под эшелоны с демобилизованными, на вагонах вывешивались лозунги «Домой с Победой!» и т.д.

Разумеется, всё, что касалось переброски войск на Дальний Восток и планов предстоящих боевых действий, обсуждалось советским руководством исключительно по каналам шифрованной связи, наиболее важные сообщения передавались с курьерами. В результате колоссальную по масштабам переброску войск удалось провести скрытно. При том, что на советском Дальнем Востоке работало множество японских агентов. Но используемые японской агентурой шифры были вскрыты нашими специалистами, благодаря чему практически всех шпионов взяли под контроль или нейтрализовали.

 

В ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ

Одной из главных задач при создании сетей правительственной связи на Дальнем Востоке стало обеспечение частей ВПС стройматериалами и необходимым имуществом. Руководство ВПС понимало, что ввиду удалённости поступление материалов потребует времени. Чтобы исключить задержку началась переброска самого необходимого с германского фронта ещё до окончания боевых действий. В результате уже к 10 мая 1945 г. были созданы необходимые запасы. Начался ремонт существующих и прокладка новых линий связи. Работы велись интенсивно, и к началу боевых действий удалось создать эффективную сеть связи.

Поставленные задачи выполнялись в крайне сложных условиях. Значительная часть линий связи проходила далеко от железных и автомобильных, даже грунтовых, дорог. Приходилось работать в пустынях Монголии, горах и тайге Манчжурии. Часть линий проходила через болота. Погода тоже не помогала: частые ливневые дожди, сопровождавшиеся сильными грозами и разливами рек, множество вредных насекомых… В некоторых местах отсутствовали не то, что дороги, даже тропы! Материалы, имущество и продовольствие к месту работ доставлялось в лучшем случае на лошадях, ослах или верблюдах, а в худшем, связисты несли всё на себе.

Несмотря на трудности все работы были выполнены в срок.

 

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОГРОМНОЙ ТЕРРИТОРИИ

9 августа 1945 г. советские войска начали наступление. Основной была Маньчжурская операция, в ходе которой проводились локальные: Хингано-Мукденская, Харбино-Гиринская и Сунгарийская, проводимые войсками Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов. Главная цель – расчленить Квантунскую армию, насчитывающую более 2 млн солдат и офицеров, и разгромить её по частям.

С точки зрения связи, проблемой стала огромная площадь театра боевых действий. Только на границе СССР с Маньчжуру-го она составляла около 1,5 млн кв. км, длина фронта была более 3 тыс. км. Для захвата важных японских объектов наши войска очень быстро продвигались вглубь Маньчжурии – на отдельных направлениях на 700-800 км. И связисты не отставали.  

Также проблемой было и то, что пункты управления ВПС находились на большом расстоянии между собой. Штабы фронтов удалялись от штаба Главнокомандующего на расстояние до 3 тыс. км., что объяснялось очень высокими темпами продвижения войск. Такое развитие событий было предусмотрено, в связи с чем проводилась тщательная разведка по возможной организации линий шифрованной связи.

Советские линии связи подвергались постоянному обстрелу. Например, в районе города Иман была разрушена основная проводная линия. Но во всех случаях связь оперативно восстанавливалась.

Приняли участие в организации шифрованной связи и моряки. Связь подразделений, частей и соединений Тихоокеанского флота была организована по отработанным в ходе ВОВ схемам. Также моряки наладили надёжную шифрованную связь со штабами частей РККА для взаимодействия в ходе освобождения Южного Сахалина и Курильских островов.

В целом во время советско-японской войны было протянуто только линий ВЧ-связи – 36854 км.

 

РАДИОРАЗВЕДЧИКИ И КРИПТОГРАФЫ НКВД

В 1927 г. Спецотделом ОГПУ началось "чтение" японской шифрпереписки, в 1930-е гг. были достигнуты значительные результаты. Главным результатом этой работы стало получение информации о невступлении Японии в войну против СССР в 1941 году.

Наряду с дешифрованием японской военной переписки (этим занимались в основном армейские и флотские криптографы), важнейшее значение имело систематическое чтение дипломатических шифрматериалов. Раскрытие дипломатических шифров было возложено на дешифровальную службу НКВД.

Если военная переписка освещала ход военных действий на определённых участках фронта и позволяла делать выводы о тактических действиях противника, то чтение дипломатической шифрпереписки было призвано раскрывать стратегические замыслы и планы. В шифрпереписке между Токио и его посольствами не раз обсуждались военные и политические планы нашего основного противника – Германии. Во многих шифртелеграммах содержалась весьма подробная информация о состоянии немецкой армии и оборонной промышленности, а также политическая информация.

Полезную информацию дешифровальная служба давала о разведывательной деятельности японских дипломатов и военных атташе. Например, их телеграммы содержали план создания японцами информационной сети в Европе. И конечно же, важнейшую роль играла информация о намерениях Японии в отношении СССР.

В период Второй мировой войны Япония имела весьма разветвлённые сети шифрованной связи в большинстве стран мира. Связь велась очень активно, применялось наибольшее количество шифрсистем, различных по своему построению и стойкости. Использовались шифры замены и перестановок, коды, а также шифрмашины. Для зашифрования текста телеграмм широко практиковалось одновременное применение нескольких кодов. Так, в 1941 г. японская дипломатия использовала 19 кодов, в 1942 г. — 20, в 1943 г. — 19, в 1944 г. —10, в 1945 — 9. Сроки действия шифров исчислялись годами, месяцами и даже днями.

Информацию о планах Японии советское руководство получало не только из японской шифрпереписки, но и из дешифрованных немецких и итальянских телеграмм. Немцы и итальянцы активно обсуждали позицию японского руководства по разным вопросам – эта информация и становилась достоянием наших криптоаналитиков.

Анализ дешифрованных радиограмм Японии и её союзников свидетельствует, что нашим криптоаналитикам удавалось их прочитывать и своевременно докладывать эту информацию советскому руководству. По всем системам шифров за годы войны было перехвачено 132113 телеграмм, из них дешифровано – 97446. То есть японская переписка почти полностью контролировалась.

 

АРМЕЙСКАЯ РАДИОРАЗВЕДКА

Армейские радиоразведчики и криптографы действовали непосредственно на Дальнем Востоке. Первое подразделение радиоразведки было сформировано там в 1931 г. (в Хабаровске). Накануне Великой Отечественной войны было развёрнуто пять отдельных радиодивизионов, а сразу после её начала – ещё шесть.

Удара от японцев ожидали в любой момент, потому данные радиоразведки особенно ценились. Даже в такое трудное время, как зима 1942 г., управление войсковой разведки Генштаба приняло директиву «О задачах радиоразведки на Дальнем Востоке». Вот её содержание: «За прошедший период Великой Отечественной войны отдельные радиодивизионы ОСНАЗ Дальневосточного и Забайкальского фронтов добились значительных успехов в разведке радиосетей японской армии. Улучшилось качество разведывательных сводок, увеличилось количество разведывательных сведений по данным пеленгации».

На Дальнем Востоке активно использовался опыт радиоразведчиков, работавших против Германии. В течение всего 1943 г. наши специалисты работали по выявлению группировки японских войск. Командованию нужны были не только данные по штабам округов и армий, но и по дислокации полков, батальонов, отрядов, гарнизонов, арсеналов. Новый 1944 г. прошёл в напряжённой подготовительной работе. В ноябре отдел радиоразведки Разведуправления РККА доложил, что части ОСНАЗ Дальневосточного и Забайкальского фронтов к выполнению разведывательных задач в военное время готовы.

До начала наступления 9 августа 1945 г. радиоразведчики и дешифровальщики постоянно уточняли состав и направление движения подразделений Квантунской армии. Удалось отследить секретную информацию о срочном призыве резервов в японскую армию. Японцы ускоренными темпами проводили подготовку новых солдат и командиров. По сути наши специалисты полностью вскрыли состав и районы боевых действий войск противника.

 

НАСТУПЛЕНИЕ

9 августа 1945 г. на всех фронтах началось наступление наших войск. Удар был столь мощным, что управление в соединениях Квантунской армии во многом было потеряно. Некоторые радиосети вышли из строя. «Стремительное наступление Красной армии, – писал в своём отчёте начальник разведотдела 2-го Дальневосточного фронта, – вынудило японцев сразу же начать массовое отступление… В результате такого характера военных действий с первого же дня начали одна за другой прекращать работу радиостанции действующих радиосетей в приграничной полосе. Появление новых радиосетей почти не наблюдалось. Радиостанции, прекратившие работу в новых пунктах, как правило, не обнаруживались».

Начальник отделения радиоразведки разведотдела штаба 1 Дальневосточного фронта В.Плошай описал ситуацию ещё более конкретно. «В период военных действий, – сказал он, – радиосвязь частей Квантунской армии развернуться полностью не смогла, так как стремительное наступление наших войск лишило командование Квантунской армии возможности использовать радиосвязь».

 

БЫСТРОТА И НАТИСК. В МАНЬЧЖУРИИ

Первоочерёдная задача командования во время наступления – понимать, куда отступает противник. Наши специалисты успешно справились с этой задачей к исходу 11 августа. Наблюдая работу радиостанций штабов Квантунской армии, они установили направление отступления японцев. Те уходили в центральные районы Маньчжурии. К 19 августа советские войска расчленили силы противника в центральной Маньчжурии и завершили их окружение. Штаб Квантунской армии заявил о своей готовности капитулировать.

Однако оставались отдельные группировки, продолжавшие сопротивление. И тут наши специалисты не подкачали – определи их дислокацию в районах западнее и юго-западнее Калгана, севернее Цзямусы, Гайхуа, Датун, южнее Мукдена. Туда были направлены советские войска, сопротивление прекратилось, и 30 августа разоружение Квантунской армии было закончено.

 

НА МОРЕ

Наши радиоразведчики и криптоаналитики действовали не только на суше. Советский Тихоокеанский флот (ТОФ) был создан весной 1932 года, тогда же там появилось первое подразделение радиоразведки. Поначалу это были радиоразведчики и криптоаналитики поневоле, хороших специалистов не было не только на ТОФ, но и вообще в ВМФ. Тем не менее отделение проделало полезную работу по выработке подходов к использованию шифров и кодов, доля которых в радиообмене ВМС Японии непрерывно возрастала.

Задача эта была непростая, переведённые с Балтики и Чёрного моря специалисты, хоть и были уже достаточно опытными, но совершенно не знали японского языка. Язык пришлось освоить, и не только его. Сам язык, письменность, азбука катакана, её телеграфный код Морзе – всё это было так необычно, что принять текст на слух было просто невозможно. Но справились, и довольно быстро! Криптографы ТОФ совершенствовали своё мастерство и добились больших успехов в чтении японской шифрпереписки.

Основным источником информации являлись сообщения, зашифрованные вскрытым нашими специалистами кодом Главного штаба ВМС Японии для связи с портами и транспортами для организации морских перевозок. В разработке находились и другие коды ВМС Японии, но по большинству из них было слишком мало радиоперехватов в пределах возможностей, имеющихся у Дешифровально-разведывательной службы (ДРС). Накануне и во время боевых действий советские специалисты читали все сообщения японских военных транспортов и судов обеспечения, а также портовых радиостанций. Руководству ТОФ передавались сведения о маршрутах следования, характере и объёме перевозимого груза, гидрографической и метеорологической обстановке, встреченных плавающих минах, действующих фарватерах, навигационном обеспечении, занятости причальных сооружений, местах обнаружения американских подводных лодок и другая полезная информация.

Эти сведения оказались крайне важны при подготовке и проведении Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций, при этом часть информации руководство ТОФ передавало командирам частей РККА, участвующих в этих операциях.

После объявления капитуляции японские капитаны в массовом порядке стали открывать кингстоны на своих судах, чтобы их затопить. Координаты мест затопления, отсылаемые в порты приписки, стали последними дешифрованными сообщениями для ДРС ТОФ.

 

НА АМУРЕ

Дешифровальщики ТОФ тесно взаимодействовали с дешифровальным отделением штаба Краснознамённой Амурской флотилии (КАФ). Отделение было создано в 1934 г. в Хабаровске и считается старейшим чисто криптографическим подразделением ВМФ СССР. Специалисты ДРС КАФ читали практически все японские шифры во время подготовки и проведения Маньчжурской операции. Объектами наблюдения были Сунгарийская флотилия, Северо-Маньчжурское пароходство, погранполицейские войска японцев и некоторые другие сухопутные сети. Информация, добытая ДРС КАФ, весьма пригодилась советскому командованию при подготовке наступления. Кстати, уже на третий день операции 90% японских радиосетей, контролируемых ДРС КАФ, прекратили свою работу.

***

В целом специалисты дальневосточных подразделений Дешифровально-разведывательных служб НКВД, РККА и ВМФ добывали информацию, необходимую для подготовки ударов, предопределивших сокрушительный разгром японских вооружённых сил. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. В достижении этого результата есть немалая заслуга наших связистов и криптографов.