11/05/2020

Криптографический фронт, сам по себе тайный, отразился, тем не менее в документах военного времени. Их не так много, но они позволяют почувствовать и особенности внешне малозаметных событий на этом фронте, и оценить повседневные заботы интеллектуального противоборства.

 

ВЕСТИ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ

Среди доступных ныне архивных документов времён Великой Отечественной войны присутствуют вести с противоположной стороны криптографического фронта: из шифровальных и дешифровальных организаций противника. В военные годы такая информация была особенно ценна для военачальников и специалистов, поскольку создавала необходимую обратную связь и позволяла корректировать собственные оценки и действия.

 

ПОКАЗАНИЯ ПЛЕННОГО ПЕРЕБЕЖЧИКА

Один из подобных документов 1943 г. приведён на илл.1, вот его содержание.

"Начальнику штаба Южного фронта

Гвардии генерал-лейтенанту тов. Бирюзову

15.9.43 года пленный перебежчик, немец, Дюваль Фридрих переводчик дешифровальной службы, 11 радиоразведывательной роты 549 полка связи 6А показал:

Немецкая радиоразведка 6А, за летний период 1943 года, дала командованию армии весьма ценный материал. В основном успешно перехватывалась двух, трёх и четырёх значнаяшифрпереписка 5УА, 2АК и армии, действующей в районе Красного Луча.

В результате дешифрования материала они устанавливали нумерацию войсковых частей и соединений указанных армий, намерение нашего командования и т.п.

Весь отработанный материал помещался в разведсводку, которая выпускалась три раза в день.

Илл.1. Сообщение о перебежчике из немецкой дешифровальной службы

 

Пленный показал, что особенно легко поддаются к дешифрованию наши двух, трёх и четырёх значные коды, у которых ключи менялись через 5-7 дней. На дешифрование такого материала требовалось до двух часов, а после того как откроют все величины кодовой таблицы, то на дешифрование требуется 5-10 минут.

О предыдущем наступлении Южного фронта им было известно из материала дешифрования и в особенности по материалам миномётных частей - "Катюш", которые ранее получали по 1/2 боекомплекта, то в период наступления получали до 7 боекомплектов.

Из личного состава, применяющих кодированную передачу, часто встречались - Пономарёв, Собакин, Зайцев.

Пленный показал, что ими также легко дешифровались переговоры командования войсковых соединений по кодированным картам, которые после кодировки для уточнения координат указывали часто населённые пункты, таким образом карта становилась легко читаемая ими. Наш пятизначный шифр по показаниям пленного ими не дешифровался.

Вывод: Все показания пленного Дюваль вполне соответствуют действительности, так как дешифровальная служба все указанные слабые стороны использует в своей основной работе.

Предложение: Все кодовые таблицы, выпускаемые войсковыми частями, необходимо утверждать специалистами дешифровальной службы, а для крупных войсковых соединений для проверки устойчивости кода, привлекать специалистов дешифровальной службы. Располагая некоторым количеством захваченных в прошлом у противника документов - (кодовые таблицы), они настолько просты, что действительно больше двух часов не потребуется на дешифрование их.

Начальник 4 полевого отдела 5 Упр. НКГБ СССР подполковник Власов".

 

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ – ГИДРОМЕТЕОСЛУЖБА

Неоценим вклад советских криптографов в гигантскую работу по обеспечению безопасности проводной связи и радиосвязи для военных и гражданских нужд в масштабах всего СССР. Ведь криптографический фронт начинался за тысячи километров от линий боевого соприкосновения. Легко представить себе, например, как значимы были метеопрогнозы, особенно в суровых условиях Арктики. От метеосводок зависело и движение арктических конвоев союзников, и снабжение тружеников Крайнего Севера по всему Северному Морскому Пути, и боевая деятельность советского Северного флота. Германское командование было очень заинтересовано в получении арктических метеосводок. А поскольку собственные его возможности по сбору метеоданных в полярных морях были весьма ограничены, то от немецких подводников, случалось, требовали добывать секретные документы связи прямо на советских полярных станциях. Конечно, полярники нередко оказывались не готовы к встрече с десантом врага среди ледяного безмолвия далеко-далеко от фронта.

 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ МЕТЕОДАННЫХ

Руководство Гидрометслужбы (ГМС) зимой 1941-42 гг. реорганизовало систему передачи метеоданных, обратив особое внимание на обеспечение секретности при пересылке сообщений. В марте 1942 г. вышла соответствующая инструкция, введённая в действие приказом по армии и флоту. Одна из её страниц приведена на илл.2. В дальнейшем руководство ГМС постоянно разъясняло необходимость и порядок шифрования метеоданных в документах, рассылаемых в ГМО фронтов, добиваясь сознательного исполнения строгих требований. Об этом свидетельствует документ, направленный в штаб Брянского фронта в январе 1943 г. Вот его содержание.

"Штаб Брянского фронта, Оперотдел

Начальнику Гидрометеоотделения

...Учитывая, что за истекшее время несколько обновился личный состав ГМО, вторично направляю для руководства экземпляр инструкции, которую предлагаю изучить всему личному составу ГМО фронта и армий.

В виде разъяснения некоторых разделов этой инструкции, имеющих прямое отношение к работе ГМО, сообщаю.

Сбор метеорологических, гидрологических телеграмм о снеговом покрове и наблюдений за болотами с постов и станций наземных войск производится по кодам КН-02, КН-17, КН-18, КН-20 при наличии проволочной связи открыто, а при передаче этих сведений по радио дополнительно зашифровывается по специальным таблицам, согласованным с Ш. О. Штаба фронта и утверждённым Начальником Штаба фронта. При этом название пункта, а также название или номер войсковой части включать в телеграмму категорически запрещается, как при передаче телеграммы по проводам, так и по радио. Вместо этих сведений указывать в начале телеграммы позывной, установленный командованием для данной войсковой части или соединения...

Сводные телеграммы из ГМО армий и ГМО фронта передаются по коду КН-2. При передаче этих телеграмм по проводам зашифровываются шифром "Горизонт" только координаты пунктов, при передаче по радио зашифровывается вся телеграмма.

Распространение краткосрочных прогнозов погоды в дивизии, полки, как правило, надо осуществлять при помощи связных, а в случае необходимости передачи этих прогнозов по проводам или радио последние надо кодировать (шифровать) действующими общеармейскими секретными кодами или переговорными таблицами.

Гидрологические прогнозы передаются в адреса ГМО фронтов, армий в письменном виде, а в случае необходимости передачи их по проводам или радио только в зашифрованном виде, в этом случае табличная часть прогноза составляется по несекретному коду КП-56, а текстовая по несекретному коду КС-80, после чего производится перешифровка их по шифру "Горизонт".

Прогнозы суммы температур на декаду и прогноз приращения толщины льда, составленные по коду КС-80, перешифровываются по шифру "Горизонт".

Во избежание могущих быть недоразумений ещё раз разъясняю, что текстовой код КС-80 (как и всякий другой постоянный код) не является секретным, а служит лишь способом, при помощи которого секретный текст прогноза, консультации или справки переводится в цифровые группы, которые можно перешифровывать секретным шифром (в данном случае таблицами "Горизонт"). Поэтому код КС-80 без перешифровки никогда не применяется, т.к. секретности он не обеспечивает, а несекретные сведения по нему кодировать нецелесообразно, т.к. объём телеграммы при его употреблении по сравнению с открытым текстом не уменьшается, а количество искажений увеличивается".

Илл.2. Одна из страниц инструкции Гидрометслужбы

 

«С ЦЕЛЬЮ УКРЕПЛЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ШИФРА «ГОРИЗОНТ»

Документ с илл.3, относящийся к апрелю 1942 г., свидетельствует о принятии мер по улучшению работы с шифрами по линии Гидрометслужбы.

"Штаб Западного фронта

Оперотдел

Начальнику Гидрометслужбы наземных войск

12.4.1942 г.    С целью укрепления действующего шифра "Горизонт" вближайшее время будет введена более частая смена ключей его. В течение суток будут действовать два ключа по 12 часов каждый...

Одновременно с этим обращаю Ваше внимание, что несмотря на неоднократные указания ГУГМС КА о необходимости равномерного использования таблицы шифра "Горизонт" имеют место случаи, когда шифрование сводок начинается в основном только с первых рядов таблицы и почти не начинается с её последних рядов, что создаёт возможность дешифровки таблицы шифра "Горизонт" противником... Усилить контроль...".

Такое внимание к шифру "Горизонт" вполне объяснимо тем, что он был одним из основных метеошифров.

Начальник ГУ Гидрометслужбы Красной Армии бригинженер Фёдоров, подписавший все приведённые здесь документы ГМС, это знаменитый полярник и геофизик, будущий академик Евгений Константинович Фёдоров. За работу на первой советской дрейфующей станции "Северный полюс - 1" в 1938 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза. Начиная с 1939 г., он много лет возглавлял Гидрометслужбу СССР. Возможно, с такой стабильностью руководства этого ведомства связана и хорошая сохранность документов по засекречиванию метеосвязи военного времени.

Илл.3. Директива ГУГМС Красной Армии