АТТЕСТАТЫ «ПОДОРОЖАЛИ»
Еще в августе ректоры многих университетов, подводя первые итоги вступительной кампании, отметили повышение баллов ЕГЭ в среднем по России. Выпускники школ 2019 г. сдали математику и физику лучше, чем выпускники предыдущего года. После успеха на ЕГЭ многие абитуриенты решили поступать в ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга. С этим связывают и высокий конкурс – до тридцати и более человек на одно бюджетное место по направлениям «Информационной безопасности». Впрочем, отчеты о высоком конкурсе и рвущихся вверх проходных баллах традиционны для вступительной кампании, как и сообщения о популярности у абитуриентов специальностей юристов, экономистов и всех направлений IT.
В Высшей школе экономики по направлению специалитета 10.05.01 «Компьютерная безопасность» на 30 бюджетных мест были поданы 618 заявлений (в прошлом году – «всего» 412). На платные 45 мест претендовали 307 человек против 253 в 2018 г. В МФТИ на 10 бюджетных мест по той же специальности было подано 52 заявления (31 в прошлом году), на 5 платных – всего 19 желающих (9 в прошлом году). Но если в ВШЭ проходной балл за год вырос на 12 единиц (292 против 280), то в МФТИ он остался на прежнем уровне – 284 (283), значительно увеличившись для поступающих на платной основе. Тут проходной минимум баллов составил 251 против прошлогодних 221. И еще одно различие. Оплата первого года обучения в ВШЭ выросла на 75 тыс.руб. (до 400 тыс. руб. в год), когда как в МФТИ она увеличилась незначительно, с 250 до 270 тыс. руб. в год.
Казалось бы, при таких высоких конкурсах на специальности по направлениям информационной безопасности, с учетом потребностей рынка число как бюджетных, так и платных, мест должно расти. Но нет. Например, в МИФИ открыли дополнительно 10 бюджетных мест и 25 с компенсацией стоимости обучения по направлению 10.03.01 «Информационная безопасность» (бакалавриат), сократив при этом 15 бюджетных мест на специальности 10.05.04 (специалитет). Правда, по направлению 10.05.05 добавили еще 5 мест на платной основе.
В МАИ сокращен прием абитуриентов на платные места по направлениям 10.03.01 (-20 бакалавров) и 10.05.02 (-5 специалистов). О фактическом отсутствии конкурса на платные места по большинству специальностей по ИБ можно говорить и в МИРЭА. Университет традиционно ведет обучение почти по всем специальностям информационной безопасности. Судя по приказам о зачислении на первый курс, поступить в МИРЭА можно просто сдав ЕГЭ на минимальные баллы (в сумме от 120 баллов по математике, информатике и русскому языку) и заплатив чуть больше 220 тыс. руб. в год. Принятые на бюджетные места по конкурсу по разным направлениям ИБ набрали по ЕГЭ в два раза больше - от 240 баллов. Вопрос, как на одном потоке смогут учиться люди с таким разным уровнем базовой подготовки, в очередной раз остается открытым.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
В этом году ВШЭ впервые провела набор на бакалавриат по направлению «Информационная безопасность» (10.03.01). «Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки в области разработки, исследования и применения современных комплексных методов и средств защиты информации. Программа обеспечит выпускника соответствующими знаниями в математической, профессиональной, правовой области, профессиональной этике, а также практическими навыками проектной работы, позволяющими эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности. Выпускники программы смогут работать руководителями и сотрудниками фирм по разработке и выпуску средств защиты информации, оказывающих услуги по защите информации и выполняющих заказы по обеспечению информационной безопасности в различных сферах. Наиболее успешные студенты отбираются в качестве сотрудников ведущими кредитно-финансовыми организациями (Сбербанк, Газпромбанк, ВнешЭкономБанк), а также крупными государственными корпорациями (Ростелеком, Россети, Газпром)», - говорится на сайте ВШЭ. Как и на специалитете по ИБ, конкурс в бакалавриат превысил 20 человек на место, а проходной балл составил 288.
Новую форму обучения – очно-заочную для бакалавров (10.03.01) в дополнение к традиционной очной – предложил Лингвистический университет. Он традиционно пользуется популярностью у абитуриентов, несмотря на, казалось бы, гуманитарную направленность обучения. На 15 бюджетных мест очной формы обучения претендовали 414 человек (проходной балл 265, +8 к прошлому году), на 36 платных были поданы 287 заявлений. На 10 мест с компенсацией стоимости обучения в очно-заочной форме нашлось 55 желающих. Стоимость обучения в МГЛУ – 330 тыс. руб. в год (+90 тыс. руб. к цене 2018 г.).
Если удалиться от столицы, то наблюдается спрос на направления ИБ. Региональные университеты возобновляют прием на специальности по направлению 10.00.00, остановленный несколько лет назад. Так, в Северном Арктическом федеральном университете возобновился прием на «Информационную безопасность». На 17 бюджетных и 13 платным мест можно было пройти, имея 188 и 159 баллов по ЕГЭ соответственно. Стоимость обучения в год – «всего» 117,42 тыс. руб.
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, спустя четыре года, возобновил набор на специальность «Информационная безопасность». Конкурс на 13 бюджетных мест составил почти 6 человек на место.
БЕГ НА МЕСТЕ
О дефиците кадров в области информационной безопасности не говорит только ленивый. Созданы государственные программы цифровизации, прогнозируются потребности экономики страны в IT-специалистах к 2020, 2025, 2035 годам… Однако какого бы то ни было увеличения числа мест в университетах по IT-направлениям не наблюдается. Более того, в большинстве вузов по различным специальностям в области информатики и программирования соотношение бюджетных и платных мест – 4:1 и групп по специализации как минимум две. В области ИБ комплектуется в лучшем случае одна группа, на 50-75% состоящая из бюджетных мест и 25-50% платных (как на IT направлениях). Такое соотношение характерно для многих региональных университетов. В Москве преобладают обратные пропорции: от 1:1 до 1:4 по числу бюджетников и платников.
С учетом ежегодного роста цен за обучение, ухудшения экономической ситуации в стране, конкурс на платное обучение высок только в столицах, чем и пользуются многие университеты. Стоимость обучения в ВШЭ и каком-нибудь периферийном вузе отличается в 3-4 раза. Часто в региональных университетах наблюдается недобор, а окончательные списки зачисленных на обучение с компенсацией его стоимости не сформированы до самого начала учебного года. Можно, конечно, сослаться на разницу в качестве обучения, но стандарт подготовки утвержден ФУМО по ИБ и, по идее, студенты получают одни и те же базовые знания.
ИЗ МОСКВЫ!
Принято считать, что за знаниями надо ехать в столицу. Однако тенденция обратная – абитуриенты из Москвы и Петербурга поступают в региональные вузы. Причин тут много – и конкурс меньше (4-7 человек на место против 20+ в столице), и проходной балл ниже (190-220, а не 280+), да и дешевле на порядок. И все это при стандартной учебной программе. А с учетом некоторого падения престижности высшего образования (его необходимость все чаще ставится под сомнение с высоких трибун) уже никто не смотрит на название университета, выдавшего диплом. Главное – знания. А как и где они получены, насколько хорошо усвоена программа, выяснится в процессе работы.
Например, большая часть поступивших в Владимирский госуниверситет – из Владимира и Владимирской области. Около 26% первокурсников – из Нижегородской, Московской, Ивановской и Рязанской областей. Схожая ситуация в Мурманском техническом университете. А в Новосибирском госуниверситете тенденция обратная. Около 40 % абитуриентов - жители Новосибирска и Новосибирской области, 60 % – жители других областей или стран.
Рост числа иностранных студентов с радостью отметили ректоры многих университетов, как по заказу поддерживая мысль о престижности отечественного образования. О том, что в университете будут учиться представители Индонезии, Китая, Японии, Нигерии, Ирана, Ирака, Сирии, стран бывшего СССР и т.д. на итоговых пресс-конференциях отчитались представители вузов от Мурманска до Амура. Отчетами о таких мероприятиях была полна новостная лента конца июля.
Так ли это хорошо? Да, конкретный университет получает студента на платной основе, который (как полагают) будет гарантированно учиться. С другой стороны, этот студент часто занимает место российского абитуриента (если для иностранцев не выделены дополнительные места), который при успешной учебе и защите диплома останется работать в стране.
ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА?
В 2019 г. изменились нормативная база и регламент целевого набора в университеты. Перечень направлений, по которым может осуществляться целевой прием, утверждается Правительством РФ, а не соглашением между вузом и предприятием. Также повышается финансовая ответственность студента, которого отчислили за плохую учебу или который отказался трудоустроиться после окончания вуза на предприятие заказчика. Впрочем, штраф грозит и предприятию в случае отказа трудоустроить выпускника.
Как показывает анализ приказов о зачислении абитуриентов по целевому приему, лазейки поступить в вуз ищут выпускники с достаточно низкими баллами по ЕГЭ. И, как уже отмечалось, ни один университет не раскрывает статистику, сколько зачисленных на первый курс студентов с баллами ниже проходных, успешно завершили учебу. И мало кто дает статистику поступления. Например, в Университет ИТМО (Санкт-Петербург) на бюджетные места поступили абитуриенты со средним баллом по вузу 92,7, а средний балл поступивших по целевому приему от предприятий – 82,9. Правда, на контрактной форме ситуация еще хуже - средний балл всего 77,1.
Может быть, угроза финансовой ответственности и заставит кого-то учиться. Однако все чаще опытные специалисты и педагоги старой школы сходятся во мнении: из почти хронического двоечника или тихого троечника, сдавшего ЕГЭ на 120-160 баллов, в результате учебы в университете вряд ли получится квалифицированный специалист. Редкие исключения встречаются. На практике поступивший по целевому набору полудвоечник просто занимает чужое место, тем самым увеличивая общий конкурс на бюджет для тех, кто выбрал специальность самостоятельно, а не потому, что за него готово поручиться руководство какого-то предприятия.