01/06/2023

За год количество ресурсов, крадущих аккаунты пользователей Telegram, выросло в 67 раз, пишут «Ведомости». Если в мае 2022 года специалисты зафиксировали лишь семь фишинговых сайтов, то в мае этого года — более 470. С начала 2023-го было выявлено почти четыре тысячи фишинговых доменов. На блокировку такого ресурса после обнаружения требуется от четырёх часов до суток.

Мощная волна атак на пользователей Telegram не прекращается с прошлой осени. Фишинговые схемы имеют несколько сценариев. Согласно одному из них, для кражи доступа к аккаунту мошенники используют ресурсы с социальной тематикой: от имени участников сообщества они просят проголосовать на конкурсе детского рисунка, подписать петицию, пожертвовать деньги на лечение ребенка, получить соцвыплату и т. д.

В мае были похищены более 260 тыс. учётных записей, при этом пользователи сами вводили свои данные на фишинговых сайтах. Полученные логины и пароли злоумышленники загружали на теневые форумы и могли монетизировать по 20 рублей за аккаунт. Только за месяц заработок киберпреступников одного из сообществ мог составить 5,2 млн рублей.

Другой распространённый способ получения данных пользователей — сообщения о «подарке», подписке на Telegram Premium. Пользователь переходит по ссылке и получает код, который якобы активирует подписку, при вводе кода злоумышленник получает доступ к аккаунту. Также администраторам каналов предлагают размещение рекламы, для чего надо зарегистрироваться в партнёрской сети, или перейти на сайт, который имитирует сервисы аналитики TGStat и Telemetr.

За украденные каналы мошенники могут потребовать выкуп. В канале могут появиться призывы к подписчикам переводить деньги, предложения быстро заработать и так далее.

По словам экспертов, активность мошенников растёт соразмерно популярности Telegram. По данным TGStat, количество русскоязычных пользователей Telegram за прошлый год выросло вдвое (до 75 млн человек), поэтому взломы стали происходить в разы чаще. В 2023 году количество русскоязычных каналов перевалило за 700 тыс.

В 2022-м средняя стоимость рекламного поста в новостных Telegram-каналах выросла на 341% и достигла 55,9 тыс. рублей. Годом ранее она составляла 12,6 тыс. рублей.