28/03/2023

Исследователи из Норвежского университета науки и технологии (NTNU) заявили, что кибератаки на суда могут иметь разрушительные последствия.

«Мы знаем, что в отрасли есть инциденты, о которых не сообщается, поскольку до недавнего времени у судовладельцев и перевозчиков не было никаких официальных схем отчётности. Моряки решали проблемы с кибербезопасностью так же, как и любые другие технические проблемы», — отметил Эрленд Эрстад, один из экспертов.

В качестве примера учёные привели возможную подделку китайцами АИС-сигналов (с их помощью корабли сообщают о своём местонахождении), чтобы скрытно разгружать подсанкционную нефть в терминалах. Или то, как Иран — предположительно — глушил GPS-сигналы, чтобы вынудить торговые суда войти в свои воды.

Также исследователи смоделировали взлом системы очистки балластных вод и установили, что хакер может заставить судно «бесконтрольно двигаться в одну сторону». Вероятность такого события, однако, неясна.

В NTNU хотят повысить осведомлённость моряков об этих ИБ-проблемах и вооружить их сценариями реагирования. «Люди часто не понимают рисков. Если вы работаете на судне, вы работаете на плавучем компьютере, и злоумышленники могут нанести вред судну или похитить интересующую информацию, если вы работаете в сфере энергетики или нефти и т. д.», — подытожили специалисты.