Андрей Курило: Киберполигон — одно из стратегических направлений обучения
03/03/2023
О практике повышения защищенности отечественных организаций говорили на заключительной сессии прошедшего в Магнитогорске форуме «Цифровая устойчивость и информационная безопасность в России».
Ее модератором выступил Андрей Курило, советник по вопросам ИБ ФБК и FBK CyberSecurity, а также преподаватель одного из московских технических университетов. Вариантами решения организационных проблем обеспечения ИБ субъектов КИИ поделился Александр Пушкин, технический директор АО «Перспективный мониторинг».
Кадровые вопросы поднимались на каждой сессии «Магнитки». Это и нехватка специалистов, и низкая квалификация тех, кто работает на местах, и порой полное непонимание руководством разницы между ИТ- и ИБ-специалистами.
Одним из способов оперативного и эффективного повышения квалификации уже работающих специалистов и погружения в практические задачи студентов являются киберполигоны, считает Александр Пушкин. Он отметил, что главная задача киберполигона — не учить практикам атаки (для этого есть другие площадки), а главное — научить средствам защиты информации и реагированию на киберинциденты, исходя из имеющихся подручных средств. «Киберполигоны — это про привитие навыков работы руками — с событиями и логами, с конфигурированием сервисов. Навыки оттачиваются. И первые шаги по защите можно сделать без дорогого межсетевого экрана», — отметил Александр Пушкин.
Киберполигон Ampire, разработанный командой «Перспективного мониторинга» предлагает более десяти программ для дополнительного профессионального образования и учебные программы, реализуемые в ряде российских ВУЗов. Компания также проводит повышение квалификации преподавателей и выдает сертификаты о готовности их работы на киберполигонах. Киберучения с использованием киберполигонов Ampire — это отлаженная процедура с 2018 г.
«Киберполигон — одно из стратегических направлений обучения. Эффект от обучений на киберполигоне колоссальный. Команды ИТ и ИБ появляются через 3-4 тренировки. Они начинают понимать, что делают, учатся взаимодействовать, — отметил Андрей Курило, комментируя выступление коллеги. — Надо использовать киберполигоны гораздо шире. Стажировка студентов — большая проблема, этот фактор не развит и значительно снижает качество подготовки специалистов. Внедрение киберполигонов — непростая задача для ВУЗов, которые требуют составления учебных программ. Проблема большая, но решить ее реально».