16/01/2023

Такую точку зрения высказал заместитель председателя комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты РФ Тимур Аитов, комментируя поручение Президента РФ кабинету министров и Банку России рассмотреть  возможность создать механизм компенсации потерь гражданам, пострадавшим от действий мошенников. Такие потери согласно этой идее должны компенсировать банки.

«Если клиенту предоставили надёжные средства защиты, а он ими не воспользовался, или даже нарушил правила использования, то конечно вина лежит на стороне клиента, и, безусловно, мошенника тоже», — подчеркивает Тимур Аитов.

Специалисты по информационной безопасности отвечают, строго говоря, за техническую сторону использования средств защиты, подчеркивает он.

По мнению эксперта, тема социальной инженерии на рынке «назрела и перезрела». «Не удивлюсь, что нам, возможно, придётся  начать готовить специалистов именно в этом направлении — в сфере финансовой  безопасности граждан и  противодействия  социальным инженерам».

Эксперт обратил внимание еще на один важный аспект проблемы. «Нельзя полностью исключать случаи, когда отдельные клиенты  начнут злоупотреблять схемами компенсационных выплат,  возможно недостаточно продуманными, и получать при этом преступный доход,  становясь  также злоумышленниками», — высказал предположение он.

Обсуждая последствия  компенсационных выплат, эксперт предположил, что  банки после этого могут начать отказывать клиентам в предоставлении услуг ДБО, снижать лимиты и т.п. «После первого же возмещения клиент сразу рискует попасть в неофициальный черный список и ему вообще перекроют ДБО и кредиты», — спрогнозировал возможное развитие ситуации Аитов.