07/03/2010
Два десятка держателей пластиковых карт собираются подать иск к Банку Москвы за пропажу средств с их счетов. «После того как в декабре с моего счета исчезли все деньги ― около 100 тыс. руб., ― я нашла на банковских форумах еще 15 пострадавших. Все мы пользовались одними и теми же банкоматами, и у всех через несколько дней после их посещения с карт были украдены все средства», — рассказала «Маркеру» пострадавшая Раиса Белевская. Общая сумма ущерба на сегодня ― более 1,2 млн руб., но она постоянно растет, так как пострадавшие находят все больше собратьев по несчастью ― к 15 упомянутым клиентам Банка Москвы прибавилась еще группа из шести человек. Все они считают себя жертвами скимминга и твердо намерены судиться. Это будет первый в России такого рода коллективный иск к банку, и потому у него неплохие перспективы.

Почему Банк Москвы не хочет платить и как пострадавшие хотят его заставить

Два десятка держателей пластиковых карт собираются подать иск к Банку Москвы за пропажу средств с их счетов. «После того как в декабре с моего счета исчезли все деньги ― около 100 тыс. руб., ― я нашла на банковских форумах еще 15 пострадавших. Все мы пользовались одними и теми же банкоматамирасположенными в отделении Банка Москвы на Ломоносовском проспекте и у метро «Проспект Вернадского», и у всех через несколько дней после их посещения с карт были украдены все средстваот нескольких тысяч до 250 тыс. руб.», — рассказала «Маркеру» пострадавшая Раиса Белевская. Общая сумма ущерба на сегодня ― более 1,2 млн руб., но она постоянно растет, так как пострадавшие находят все больше собратьев по несчастью ― к 15 упомянутым клиентам Банка Москвы прибавилась еще группа из шести человек. Все они считают себя жертвами скиммингакража данных с магнитной полосы карты и ПИН-кода с последующим изготовлением карты-дубликата и снятием денег со счета клиента и твердо намерены судиться. Это будет первый в России такого рода коллективный иск к банку, и потому у него неплохие перспективы.

Банк считает, что ответственность несут сами пострадавшие

По утверждению пострадавших, скимминговое устройство, которое считывало ПИН-коды и информацию с карт, находилось в отделениях банка более четырех дней ― и никто из сотрудников банка не заметил этого. Все обворованные написали заявления по факту кражи. Некоторые готовы предъявить свидетелей и документы, которые свидетельствуют о том, что они в момент снятия денег находились на работе, а то и вовсе за границей. Но Банк Москвы деньги возвращать отказывается.

В самом банке факт обращения клиентов, лишившихся своих денег, подтвердили. При этом пояснили, что банк принципиально не возмещает денежные средства, списанные со счета карты, если во время проведения операции карта не была заблокирована, а операция совершена с введением ПИН-кода«Держатель карты несет ответственность за операции, совершенные с использованием карты, ее реквизитов или ПИН-кода, в том числе за операции, совершенные третьими лицами», — заявили в пресс-службе.

В других банках заверили, что случаи возмещения потерь пострадавшим от скиммеров не редкость. Банки в случае массовой компрометации карт довольно часто компенсируют потери своим клиентам ― для крупных игроков это вопрос репутации. Многие банки страхуют риски, связанные с мошенническими операциями по картам. Судя по всему, у Банка Москвы такой страховки не было, этим и объясняетсязаявил один из топ-менеджеров крупного банка его отказ компенсировать убытки своих клиентов.

С массовым мошенничеством столкнулись все крупные банки

Банк Москвы ― далеко не единственный, кто отказывается компенсировать потери обокраденных. Ущерб от карточных мошенничеств в 2008 г. составил более 1 млрд руб.по данным Ассоциации региональных банков, это в два раза больше, чем годом ранее. В конце 2008 — начале 2009 г. почти все банки из первой двадцатки столкнулись с массовой компрометацией пластиковых карт. Но вряд ли банки обратили бы внимание на столь значительный рост карточных преступлений, если бы клиенты не стали более активно обращаться в суды с исками о возмещении убытков и, более того, выигрывать. Причем добиться компенсации у них получается даже в тех случаях, когда деньги мошенники снимают с помощью ПИН-кода. В результате банкам приходится уделять все больше внимания безопасности: либо страховать потенциальные риски, либо переводить клиентов на чиповые карты, риск кражи данных с которых минимален. Но некоторые банки до сих пор не озаботились ни тем, ни другим, что заставляет их клиентов подавать в суд.

У пострадавших есть все шансы выиграть

Как заявили клиенты Банка Москвы, пострадавшие от мошенников, они готовят коллективный иск в судпо словам пострадавших Натальи Беленковой и Раисы Белевской ― первый подобный иск в России. Коллективные иски к банкам сложны, потому что суды не склонны принимать их, ведь у каждого из пострадавших свой договор с банком и фигурируют разные суммы. Но обстоятельства в данном случае очень схожи, поэтому судья может принять иски от каждого из клиентов и объединить их в одно судопроизводствосчитает адвокат Павел Ламбров. В этом случае, по мнению юристов, шансы отсудить у банка украденные средства есть, так как закон на их сторонесчитает адвокат Игорь Разгонов. Победа группы пострадавших в этом случае станет прецедентом, который заставит банки, еще не страхующие риски, делать это и компенсировать убытки тем, кто потерял свои деньги.

Александр ПОТАПОВ