13/11/2015

В студенческой среде проявляются новые тенденции: всё больше студентов понимают, что успех их профессиональной карьеры главным образом зависит от их собственных усилий. Образно говоря, путь профессионала ты обязан прокладывать сам, другие люди и положительные внешние обстоятельства могут только помочь в этом деле. Зная о проблемах при трудоустройстве после получения диплома о высшем образовании, многие сегодняшние студенты, стараясь повысить свои конкурентные преимущества в будущем, развивают свои знания, умения и навыки, совершенствуют мастерство за счет самообразования и практики в выбранной специальности.


Об этом стоит поговорить, что называется, «в лицах». Представляем: Александр Бердюгин, студент Одинцовского гуманитарного университета (ОГУ). Своими исследованиями в сфере ДБО он уже завоевал прочные позиции в экспертном сообществе. В его активе десять публикаций в авторитетных журналах, а также конкретные предложения по совершенствованию учебного процесса и повышению качества образования студентов его вуза по экономическим специальностям (включая особенности применения технологий ДБО и ИБ-сервиса).

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, А СТАНОВЯТСЯ

В известной древнегреческой притче рассказывается, как философ Диоген ходил днем с зажженным факелом по людным местам города и кричал: «Ищу человека!». Взглянув на проблему дефицита квалифицированных кадров в нашей стране, клич Диогена вполне можно отнести к поиску квалифицированных специалистов, настоящих профессионалов. Мало сегодня выпускников вузов способны без дополнительной стажировки и дополнительного практического обучения приступить сразу к работе, особенно в таких сложных направлениях как IT, ИБ, электронный банковский сервис и др.

Но студенчество, готовясь к возможным проблемам на рынке труда, меняется на глазах. «Механическое» заучивание в студенческой среде уступает место вдумчивой аналитике, самоподготовке и стремлению приобрести практический опыт по выбранной специальности. И такая тенденция, как представляется, в обозримой перспективе будет только усиливаться. Давайте начнем знакомство с одним из представителей этого нового — только зарождающегося — российского студенчества, Александром Бердюгиным.

Заканчивая ОГУ по экономической специальности, Александр готовится к защите своей дипломной работы по теме «Оптимизация финансовых отношений на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (на примере ОАО «Московский кредитный банк»)». Свою дальнейшую карьеру молодой специалист видит на поприще совершенствования профессиональных знаний или преподавательской деятельности.

Сегодня ни у кого из сокурсников и преподавателей ОГУ не вызывает сомнения, что дипломная работа Александра будет заслуженно оценена на «отлично». За годы обучения этот неординарный студент опубликовал в соавторстве с доктором экономических наук, профессором кафедры экономического анализа и бухгалтерского учета ОГУ, сотрудником Банка России П. В. Ревенковым десять статей, посвященных проблематике ДБО и ИБ.

Примечательно, что четыре работы были размещены в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций, — «Банковское дело» и «Финансы и кредит». А это говорит о том, что тематические разработки студента приняты экспертным сообществом.

ПО ТАКИМ ИСТОСКОВАЛИСЬ ВУЗЫ

Немного из биографии Александра. Родился он 1 сентября 1988 года в молодом якутском городе шахтеров — Нерюнгри. Там же окончил физико-математический класс средней школы. По словам его мамы Екатерины Васильевны, «за время учебы в школе Александр проявил хорошие знания по математике, информатике и физике. С лёгкостью освоил компьютер. Учителя говорили, что Саша мгновенно соображает и сразу отвечает, да и все у него быстро получается …».

Затем, по результатам ЕГЭ, Александра Бердюгина зачислили на первый курс факультета прикладной математики и информатики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ — главный вуз региона), причем на бюджетной основе. Позже семья по Правительственной программе переселения из районов Крайнего Севера переехала в 2010 году в Москву. На новом месте Александр решил обязательно получить экономическое образование. Свой выбор он сделал в пользу современных банковских технологий, за которыми, по его мнению, большое будущее — ведь они соединяют в себе IT-решения и практически любой бизнес, включая банковский. Подготовившись, он поступил в Одинцовский гуманитарный университет (ОГУ), интегрированный с МГИМО.

С первого курса Александр упорно постигал избранную специальность, сам находил дополнительную информацию, знакомился с новостями по данному направлению. Такая целеустремленность и самоподготовка давала почву для самостоятельных исследований. Новые возможности вскоре открылись после знакомства с профессором кафедры экономического анализа и бухгалтерского учета ОГУ, доктором экономических наук П. В. Ревенковым в 2012 году, когда Александр учился на втором курсе.

Начало знакомству положила курсовая работа, посвященная исследованию особенностей банковского обслуживания Якутии, на которую эксперт сразу обратил внимание. П. В. Ревенков так вспоминает о тогдашних своих впечатлениях: «Было видно, что автор данной работы проявил большое усердие и старание. И я предложил Саше попробовать написать совместную статью о проблемах банковского обслуживания. Тогда мне показалось, что научные публикации могут пригодиться ему в будущем. Например, для обучения в аспирантуре и написания диссертации».

ТЯГА К ИССЛЕДОВАНИЯМ

П.В. Ревенков особо отмечает, что Александр смог достичь таких результатов благодаря своей целеустремленности и самообразованию. Свою оценку достижений студента он дал в следующей характеристике: «Александр — это необычный студент. У него фантастическая работоспособность. Ему интересно до мелочей разбираться в проблеме. Есть большая тяга исследовать и познавать. Он хорошо эрудирован и начитан. Признаюсь, что с такими студентами продвигать серьезные проекты интересно, в том числе и для таких организаций как Банк России».

Плодотворное совместное сотрудничество на ниве исследования проблематики ДБО вылилось в серию материалов в авторитетных изданиях. Это дало Александру возможность приступить к самостоятельным исследованиям в данном направлении. Наряду со специфическими вопросами функционирования технологий ДБО, IT-поддержки и ИБ-сервисов, приходило понимание и проблематики современного банкинга.

В частности, знакомясь с информацией о текущем состоянии ДБО, в том числе и на английском языке (которым он владеет достаточно уверенно), Александр заметил, что многочисленные агрессивно рекламные кампании сервисов ДБО акцентируют внимание на достоинствах данного сервиса и умалчивают о возможных угрозах. Естественно, такая неполная информация играет на руку злоумышленникам, которые постоянно придумывают новые схемы осуществления киберпреступлений. Чтобы минимизировать возможности мошенников, необходимо сопровождать рекламу новых банковских продуктов предупреждениями о возможных угрозах и рекомендациями по контрмерам.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА — ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

На последних курсах Александр Бердюгин пришел к заключению, что недостаток практических знаний студента в сфере предоставления финансовых услуг снижает конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Отсюда и родилась идея введения в вузах целевого практического курса, который позволил бы непосредственно в стенах вуза приобретать живой профессиональный опыт и, соответственно, сразу после получения диплома получать от работодателей привлекательные предложения о трудоустройстве.

На такие мысли натолкнула Александра преддипломная практика в «Московском кредитном банке», куда его направил ОГУ. По его словам, польза от такой стажировки, безусловно, есть: студенты видят реальную работу различных банковских подразделений, составляют для себя представление о внутреннем механизме их взаимодействия.

«И все-таки в действующем «боевом» банке, — рассуждает Александр, — функции студентов-практикантов сегодня очень ограничены, а поэтому приходилось больше наблюдать, чем пробовать свои умения и набираться практического опыта. Это позволяет провести аналогию с обучением летчиков гражданских самолетов. Ведь начинающих пилотов не отправляют сразу перевозить людей. Сначала они осваивают множество тренажеров и симуляторов».

Поделившись своими соображениями об организации студенческой практики с коллегой по научным исследованиям профессором П. В. Ревенковым, они в ходе обсуждения пришли к заключению, что решением проблемы по приобретению практического опыта в банковской сфере может стать создание специализированной лаборатории в стенах ОГУ по изучению программных продуктов различных для систем ДБО. Студенты смогут еще в стенах вуза получать практические навыки по обслуживанию программных продуктов для платежных систем и пробовать работать в качестве администратора системы ДБО и администратора информационной безопасности.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Одновременно студенты могли бы получать практические навыки работы с любыми устройствами (компьютер, планшет, смартфон и др.), которыми пользуются клиенты для доступа к своему счету. По итогам такого обучения (речь идет о специализированном курсе), студенты вместе с дипломом о высшем образовании могли бы получать диплом (сертификат) о прохождении специализированного курса по тематике ДБО. Такой диплом (сертификат) позволил бы студентам получить дополнительные преимущества при трудоустройстве в кредитные организации.

По мнению Александра Бердюгина, ничего сложного в запуске такой лаборатории при вузе нет. Для факультета экономики достаточно выделить всего одну аудиторию, где будут развернуты рабочие места администратора системы ДБО и клиента, что позволит студентам проходить тренинг в роли и того, и другого. А еще студентам можно будет изучать методику хакерских атак (ведь антихакинг развивается параллельно хакингу, как пресловутые «щит и меч»), заставляя «администраторов» и «клиентов» на своих рабочих местах применять изученный алгоритм действий для обеспечения ИБ.

Как уверен главный «идеолог проекта» Александр Бердюгин, с учебно-­методическим комплексом для обеспечения лабораторных практикумов проблем не возникнет: на первых порах вполне подойдет учебник по финансовой грамотности для школьников, который подготовил Банк России совместно с Министерством финансов к запуску в школах с 2016 года. В стенах вузовской лаборатории такой материал будет даваться более углубленно.


Сам Александр поясняет: «Если такая лаборатория по современным банковским продуктам будет у нас, то студенты смогут получать практический опыт параллельно с базовыми программами вуза. И это даст молодым специалистам значительные преимущества на рынке труда. После чего, другие alma mater возьмут пример с ОГУ и также создадут у себя подобные обучающие лаборатории».