ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Республика Узбекистан — государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Сопредельные государства: на востоке — Кыргызстан; на северо-востоке, севере и северо-западе — Казахстан; на юго-западе и юге — Туркменистан; на юге — Афганистан, на юго-востоке — Таджикистан.
Столица — город Ташкент. Государственный язык на всей территории страны — узбекский, в Республике Каракалпакстан (наряду с узбекским) установлен свой государственный язык — каракалпакский.
Узбекистан является членом ООН, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации тюркских государств, Международной организации тюркской культуры.
Следующее государство, анализ законодательства в области информационной безопасности (далее — ИБ) которого мы проведём, — Республика Узбекистан.
БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ПОНЯТИЯ
Вопросы регулирования в области информации и доступа к ней, обеспечения защиты информации.
Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан от 24.04.1997 № 400-I «О гарантиях и свободе доступа к информации», Законом Республики Узбекистан от 12.12.2002 № 439-II «О принципах и гарантиях свободы информации» предусматривается право каждого человека на поиск, получение и распространение информации, регулируются отношения, возникающие в процессе реализации прав свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию.
В частности, Законом Республики Узбекистан от 12.12.2002 №439-II «О принципах и гарантиях свободы информации» раскрываются основные понятия:
Информационная безопасность делится на следующие виды:
Конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.
Информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной информации и рассматривается в рамках информационной безопасности личности.
Защита информации заключается в защите любой информации, противоправное обращение с которой может причинить ущерб её собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Целями защиты информации являются: предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства в информационной сфере, сохранение конфиденциальности информации, предотвращение её утечки, хищения, утраты, искажения и фальсификации информации.
РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Регулирование вопросов в области информатизации, использования информационных ресурсов и информационных систем.
Эти вопросы регламентируются Законом Республики Узбекистан «Об информатизации» от 11.12.2003 № 560-II.
Закон раскрывает основные понятия:
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Правовой режим информационных ресурсов и информационных систем определяется нормами, устанавливающими:
Информационные ресурсы по категориям доступа делятся на:
Порядок формирования и использования указанных ресурсов устанавливаются законодательством.
В Республике Узбекистан создана Национальная информационная система, которая включает в себя информационные системы государственных органов, отраслевые и территориальные информационные системы, а также информационные системы юридических и физических лиц.
Специальным уполномоченным органом является Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. К его компетенции относятся вопросы:
Также Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан является лицензирующим органом в сфере телекоммуникаций, рабочим органом Республиканского совета по радиочастотам, радиочастотным органом, органом, уполномоченным представлять Республику Узбекистан в Международном союзе электросвязи, Всемирном почтовом союзе и других международных организациях в области информационных технологий и коммуникаций.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Регулирование вопросов в сфере обеспечения кибербезопасности, в том числе объектов критической информационной инфраструктуры.
Указанные отношение регулирует Закон Республики Узбекистан от 15.04.2022 № ЗРУ-764 «О кибербезопасности».
Под кибербезопасностью понимается состояние защищённости интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в киберпространстве (виртуальной среде, созданной с помощью информационных технологий).
К объектам кибербезопасности относится комплекс информационных систем, используемых в деятельности по обеспечению киберзащиты информации и кибербезопасности национальных информационных систем и ресурсов, в том числе объекты критической информационной инфраструктуры.
Киберзащита представляет собой комплекс правовых, организационных, финансово-экономических, инженерно-технических мер, а также мер криптографической и технической защиты данных, направленных на предотвращение инцидентов кибербезопасности, выявление кибератак и защиту от них, устранение последствий кибератак, восстановление стабильности и надёжности деятельности телекоммуникационных сетей, информационных систем и ресурсов.
Данным законом также определены понятия критической информационной инфраструктуры (комплекс автоматизированных систем управления, информационных систем и ресурсов сетей и технологических процессов, имеющих важное стратегическое и социально-экономическое значение), объектов критической информационной инфраструктуры (системы автоматизации, применяемые в различных областях экономики).
Единую государственную политику в области кибербезопасности определяет Президент Республики Узбекистан. Уполномоченным органом является Служба государственной безопасности Республики Узбекистан.
В отношении информационных ресурсов и систем государственных органов, информационных систем, включённых в категорию объектов критической информационной инфраструктуры, проводится экспертиза на соответствие требованиям кибербезопасности (в обязательном порядке или по инициативе субъектов кибербезопасности).
Аппаратные, аппаратно-программные и программные средства, применяемые для обеспечения кибербезопасности вышеуказанных ресурсов и систем, подлежат сертификации в обязательном порядке.
Объекты информатизации и объекты критической информационной инфраструктуры, категории которых определяются законодательством, подлежат аттестации и обязательной оценке.
Уделяется внимание инцидентам кибербезопасности, их расследованию, принятию мер в отношении киберинцидентов, раскрытию информации о них.
Также законом определены основные направления обеспечения кибербезопасности объектов критической информационной инфраструктуры, порядок их категорирования, ведения реестра объектов критической информационной инфраструктуры, основные права и обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры, требования по обеспечению кибербезопасности, порядок создания системы обеспечения кибербезопасности и оценке кибербезопасности объектов критической информационной инфраструктуры.
В развитие указанного закона Постановлением Президента Республики Узбекистан от 31.05.2023 № ПП-167 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения кибербезопасности объектов критической информационной инфраструктуры Республики Узбекистан» утверждены:
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Регулирование вопросов в области обработки персональных данных.
Данные вопросы регламентируются следующими основными законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан:
— Закон Республики Узбекистан от 02.07.2019 № ЗРУ-547 «О персональных данных» определяет правовые основы обработки и защиты персональных данных, а также права и обязанности субъектов персональных данных и операторов баз персональных данных.
Персональными данными является зафиксированная на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе информация, относящаяся к определённому физическому лицу или дающая возможность его идентификации.
Законом определяются следующие субъекты:
В рамках закона выделяются:
— Трудовой кодекс Республики Узбекистан (параграф «Защита персональных данных работника») предусматривает, что работодатель обязан совместно с представителями работников вырабатывать меры по защите персональных данных работников для обеспечения защиты персональных данных и предотвращения незаконного распространения;
— Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 05.10.2022 № 570 «Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов в области обработки персональных данных», которым утверждены:
— Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 14.11.2023 № 19-мх «Об утверждении Типового порядка организации деятельности структурного подразделения или уполномоченного лица собственника и (или) оператора базы персональных данных, обеспечивающего обработку персональных данных и их защиту», которым определяется порядок организации деятельности структурного подразделения или уполномоченного лица собственника и (или) оператора базы персональных данных, обеспечивающего обработку персональных данных и их защиту;
— Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 15.11.2023 № 20-мх «Об утверждении Типового порядка обработки персональных данных», которым определяется порядок обработки и защиты персональных данных, принципы, цели и условия обработки персональных данных, права и обязанности собственника и (или) оператора базы персональных данных.
ПОЛНОМОЧИЯ РЕГУЛЯТОРА
Регулятором в сфере защиты персональных данных является Государственный центр персонализации при кабинете министров Республики Узбекистан, обладающий следующими основными полномочиями:
БАНКОВСКАЯ СФЕРА
Регулирование информационной безопасности в банковской сфере.
Регулирование отношений в области получения, хранения, защиты, опубликования и предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, осуществляется на основании Закона Республики Узбекистан от 30.08.2023 № 530-II «О банковской тайне». Понятие банковской тайны данным законом немного шире аналогичного понятия, используемого в Российской Федерации. В частности, под понятие банковской тайны попадает информация об участниках накопительной пенсионной системы, размере и движении сумм пенсионных взносов, пенсионных накоплениях на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан.
Отдельным Законом Республики Узбекистан от 01.11.2019 № ЗРУ-578-сон «О платежах и платёжных системах» регулируются отношения в области платежей и платёжных систем. Деятельность операторов платёжных систем в Узбекистане является лицензируемой, и для получения лицензии банк должен представить документ о политике безопасности, включая подробную оценку рисков, а также описание мер, обеспечивающих информационную безопасность, кибербезопасность и минимизацию рисков для обеспечения защиты пользователя платёжной услуги, включая риски мошенничества и незаконного использования конфиденциальных и персональных данных.
Вопросы защиты информации в автоматизированных банковских системах регулируются Законом Республики Узбекистан от 04.04.2006 № ЗРУ-20-сон «О защите информации в автоматизированной банковской системе». В соответствии с данным законом собственник автоматизированной банковской системы обязан информировать собственника информации и пользователя автоматизированной банковской системы об особенностях методов обработки информации в автоматизированной банковской системе, а собственник информации и пользователь автоматизированной банковской системы обязаны подтвердить своё согласие на применение предложенных методов обработки и отсутствие претензий. Аналогичные нормы отсутствуют в российском законодательстве.
Надеемся, что данная статья поможет вам не заблудиться в законодательстве Республики Узбекистан. Мы постарались облегчить путь изучения и применения на практике нормативных законов и подзаконных актов в области ИБ.
В следующем номере журнала мы продолжим обзор законодательства в области информационной безопасности других стран.