29/07/2024

Кибердом существует не так давно, но уже заслужил славу этакого отраслевого Дома культуры с поправкой на XXI век. Тут все бурлит: солидные профессиональные конференции сменяются развеселыми кибершоу и отвязными киберстендапами, а многообещающие питчи, хакатоны и нетворкинги вдруг трансформируются в азартные беспощадные CTF. Как гласит слоган: «Кибердом — место силы российского кибербеза!»

И, конечно, тут ведут активную просветительскую работу среди широкого населения: экскурсии, выставки, ивенты по цифровой грамотности… Визитной карточкой этого направления провозглашен иммерсивный спектакль «Я с/тебя слышу». Что это такое? Заинтригованный BIS Journal совершенно осознанно отправил на разведку специально необученных, то есть не обремененных излишней компетентностью в вопросах ИБ, стажеров — студенток факультета журналистики МосГУ. 

 

НА ВХОДЕ

На входе в Кибердом нас встречает приглушенный теплый свет и музыка из старых советских фильмов. Они, будто одеялом, внезапно наброшенным на плечи, ограждают от дождя и ветра за дверью. Просторный кирпичный холл с высокими потолками… Чувство защищенности и покоя… Сдав куртки, проходим мимо зеленых и пастельно-оранжевых мягких кресел, столиков с чашами яблок и мандаринов. Тут же длинные книжные полки, на них — старая-добрая классика: Бунин, Шолохов, Пушкин, Чехов… Гости — и взрослые, и совсем юные — постепенно заполняют это уютное пространство…

Банда ребят лет семи-восьми, уже не стесняясь и шумно переговариваясь, столпилась у полок. Их внимание привлекает старинная аппаратура, вразнобой расставленная среди книг: проигрыватели для кассет и виниловых пластинок, фильмоскоп, видеомагнитофон... В отдалении интригуют своим видом стульчики и столики, обернутые пергаментной бумагой, цветные карандаши и красивые надписи: «Я тебя слышу!», «Кибербез — новый космос», «Как давно ты звонил маме?».

Любопытно, но мало что понятно, поэтому мы уже с нетерпением ожидаем спектакля.

 

НАЧАЛО

Получаем большие браслеты с броскими фразами: например, у меня «Цифровое будущее открыто!», а у подруги-фотографа — «Ты готов к пробуждению!». А также наушники. В них звучат мелодии далеких лет, создавая атмосферу, как нам объясняют, так называемого аналогового мира – мира из нашего детства, где нет места страху и опасности, где все так знакомо и привычно. Проводником в этот приятный мир становится ведущая Ленуза, окутывающая нас своим мелодичным, гипнотическим голосом. Этот голос погружает нас в ностальгию по детству, в воспоминания о месте, где чувствуешь себя уютно и спокойно:

«Все это не просто так. Мы с вами находимся в Кибердоме — месте силы российских кибербезопасников. Большую часть своего времени они проводят в цифровом мире, где действуют другие законы и правила. И чтобы вновь вернуться в реальность, они стараются окружить себя элементами, которые дарят им воспоминания о своем детстве или молодости, погружают себя в чувственный "улей". В аналоговом мире ощущается безопасность. А как насчет цифрового? Безопасно ли там?»

После перечисленных угроз — незащищенности наших данных, паролей, запросов в поисковых системах и многого другого — становится ясно: вовсе нет, в цифровом мире далеко небезопасно. А ведь и вправду, цифровой мир захватывает нас своей динамикой — мы перескакиваем в нем с одной яркой картинки на другую, с одной задачи на вторую и третью и забываем, что мы в этом море цифр не одни… для кого-то мы в нем — добыча.

 

МОГУ ЛИ Я БЫТЬ УВЕРЕН?

Вдруг в воздухе повисает магический вопрос: «А могу ли я быть уверен, что в этот самый момент моим близким ничего не угрожает, что им, например, не пытаются позвонить моим голосом?»

Благодаря наушникам, мы оказываемся свидетелями мошеннической схемы: запись телефонного разговора злоумышленника и пожилой женщины. Сгенерированным голосом ее взрослого сына мошенник выманивает у старушки деньги, ссылаясь на катастрофическую ситуацию.

В какой-то момент на глаза наворачиваются слезы. Переживания пожилой матери за сына, ее доверчивость и наивность откликаются комом в горле.

Дав нам отойти от этого острого чувства, нас погружают в новые ощущения. Но не буду спойлерить, пропускаю…

… Неожиданно браслеты зажигаются ярким светом — это сигнал: пора отправляться в заветный цифровой мир.

 

ПО ЛАБИРИНТУ В КОСМОЛИФТ

Дружной толпой мы валим к лабиринту. Удивительно, но полы в нем до странного мягкие, а по стенам узкого коридора бегут светодиодные ленты. Их свечение в полумраке очаровывает и манит за все новые и новые повороты. В какой-то момент вдруг представляю себя электроном, бегущим по проводам. Так, преодолев эти волшебные хитросплетения-разветвления, мы выскакиваем в огромную Цифровую комнату. 

По контрасту с тесными коридорчиками, масштаб новой локации кажется просто необъятным. Мы будто попали в сказочную сокровищницу, но только не древнюю, а ХХI века. Посреди темной, безразмерной пещеры светятся шесть ландшафтных интерактивных макетов. Как оказалось, все это — реальные объекты, управляемые цифровым миром: атомная электростанция, экосистема, банк, транспортная система, нефтегазовый комплекс и единственный в своем роде — Космолифт.

 

МИССИЯ… НЕЗАБЫВАЕМА

Именно тут, в сердце Кибердома, кибербезопасники России тренируются отражать хакерские атаки. Тут приходит понимание: без единой тени сомнений мы доверяем наши персональные данные МФЦ, пользуемся электричеством, банковскими картами, общественным транспортом и многим, многим другим, но не задумываемся о тех, кто стоит на страже безопасности всего этого в эпоху цифровых взломов. 

И именно тут, в этой почти мифологической Цифровой пещере, каждый из нас сам лично становится киберзащитником — всего лишь за пять минут, пользуясь экраном, закрепленным за определенным макетом, нужно успеть отразить атаку хакеров. 

Мне выпадает финансовая система, и так я — обычный зритель, гость программы, житель города, ну, и до кучи, гражданин страны – вмиг ощущаю на своих плечах увесистый груз ответственности за спасение этих маленьких человечков из светящегося макета — прототипа нашего мира. Непрерывный отсчет держит в напряжении, а программы SIEM, Sandbox, NTA, даже при условии всех пояснений, выведенных на экран, не поддаются пониманию. Напряжение усиливается, руки на клавиатуре компьютера начинает потряхивать с видимым нарастанием, мною овладевает паника. Я тщетно вчитываюсь в наименования подозрительных процессов системы, а безжалостно утекающие секунды уже горят красным. Да как же здесь не растеряться!? 

В какой-то момент я уже почти без разбора нажимаю на одну папку за другой в надежде методом тыка найти ту самую угрозу. В голове вполне серьезно крутится мысль, что в случае неудачи сотни банковских карт этих человечков с макета превратятся в бесполезный пластик, их маленькие банкоматы больше не выдадут владельцам наличные, и все они будут обречены... 

Время, отведенное на блокировку этой хакерской атаки, безжалостно истекает… Секунды тают на глазах: 10-9-8-7… Потеряв всякую надежду, отвожу глаза от экрана и оглядываюсь в поисках тех, кто успешно справился... 

Тут же с долей обиды обнаруживаю, что у большинства получилось блокировать угрозу. А мальчишки… так те просто прыгают вокруг макетов от радости и гордости, что выполнили миссию. Да… неожиданное для всех погружение в работу кибербезопасника никого не оставило равнодушным и, похоже, запомнится надолго. 

 

ЭТО ВАЖНО!

Чтобы всем нам, даже самым юным, стала понятна главная мысль спектакля, на большом панорамном экране появляется Специалист по кибербезопасности. Несмотря на юмор и шуточную, легкую форму повествования, он тезисно объясняет роль своей профессии в условиях мира алгоритмов и «больших машин». 

«К 2030 году все автомобили будут управляться с помощью автопилота, а тем временем вопрос о кибербезопасности становится все острее. В среднем хакеру требуется от 30 минут до двух часов, чтобы взломать серьезную систему безопасности».  

И ведь правда, люди не замечают, какой цифровой след они оставляют за собой. Явление дипфейков и дипвойсов совсем не ново, но многие до сих пор о нем не знают или полагают, что их это не коснется. В конце послания аватар нашего эксперта внезапно начинает изменяться то на женский, то на детский, вместе с тем моделируя все новые и новые голоса. И этими голосами он поясняет, что для ИИ такие изменения не составляют никакого труда — наши лица и голоса можно так же легко подделать. Поэтому необходимо создать свой фирменный знак или жест, чтобы обезопасить и себя и родных. 

«А сейчас мы защитим себя от полученного напряжения, вернувшись в мир старых настолок, виниловых пластинок и книг», — с этими словами экран внезапно гаснет, зажигается приглушенный свет и… Мы возвращаемся в аналоговый мир. 

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Словно на машине времени, перемещаемся в реальность, где аромат древесины и пыльных старинных книг переплетается с запахом импровизированного костра. Это путешествие по двум таким разным мирам напомнило всем нам о необходимости сохранять баланс между прошлым и будущим, аналогом и цифрой. Вдохнув полной грудью теплоту домашнего уюта, перебирая с закрытыми глазами шершавые страницы книг, я чувствую гармонию и наслаждение быть — быть Здесь, без телефона и цифрового шума, без назойливых звонков, уведомлений и мессенджеров. 

***

Мы выходим из Кибердома под моросящий дождик, лицо покрывается влагой… Позади остается расколотый надвое мир. Или нет: не позади, а во мне. Я его отчетливо слышу. И почему-то рука сама тянется к телефону:

— Ну, как ты, мама?