С января по октябрь 2024 года телефонные мошенники чаще всего звонили от имени сотрудников банков, органов государственной власти, операторов связи, а также предлагали фиктивные заработки на инвестициях и подработку в интернете, сообщил старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
По его словам, на эти схемы приходится до 80% от общего числа мошенничеств. В 67% случаев мошенники использовали мобильную связь, а в июле и августе этот показатель достигал 89%. Остальные 33% звонков поступали через мессенджеры, отмечают в ВТБ.
Цель звонков мошенников — получение SMS-кода для подтверждения действий в интернете, установка на устройство вредоноса или переход жертвы по фишинговой ссылке. В результате злоумышленники получают доступ к онлайн-банку гражданина, возможность оформлять кредиты на его имя и выводить деньги со счетов и карт.
Предложение заработать на инвестициях, в интернете или с помощью покупки валюты ставит целью перевод средств на сторонний счет. Скамеры обещают жертвам резкий скачок стоимости акций и обманом вынуждают граждан увеличивать суммы вложений за счёт кредитных средств. После мошенники получают деньги и пропадают.
Эксперты ВТБ также предупредили об активных манипуляциях с использованием персональных данных граждан. Отталкиваясь от этих сведений, подготовленные и финансово грамотные социнженеры подбирают наиболее эффективную схему обмана. По оценкам банка, около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные и отдавали их неизвестным, а также делились с ними личной информацией.