21/06/2024

Прокуратура Ленинградской области впервые подала иск к оператору сотовой связи из-за мошеннического звонка. Надзорное ведомство требует взыскать с мобильного оператора «Мегафон» в пользу потерпевшего по уголовному делу деньги, украденные скамерами, а также обязать компанию компенсировать моральный ущерб. Потерпевшим стал житель Ломоносовского района Ленинградской области 1940 года рождения.

Прокуратура Ленобласти намерена создать дополнительный правовой механизм, позволяющий компенсировать имущественные потери, понесенные обманутыми людьми при бездействии сотовых операторов. По сути, речь идёт о том, что оператор пропустил звонок с подмененным номером и позволил злоумышленникам украсть деньги абонента.

По мнению силовиков, пропуск мошеннического звонка оператором влечёт «ненадлежащее оказание абоненту услуг связи и причинение ему имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесённых в процессе либо в связи с её оказанием» и нарушает п. 10 ст. 46 федерального закона «О связи». В своём заявлении прокуратура также ссылается на ст. 13.2.1 КоАП РФ, согласно которой за пропуск звонка с подменного номера оператору грозит административный штраф.

Согласно данным издания «Ведомости», прокуратура требует не выплату штрафа в госбюджет или возмещение ущерба и морального вреда физическому лицу. Такое решение может принять только суд, рассмотрев все аспекты дела.

«Мегафон» не получал иск от прокуратуры Ленобласти, рассказал представитель оператора. Более того, компания была в числе первых операторов, начавших строить систему взаимной верификации, на технической основе которой затем появилась государственная информсистема «Антифрод». Также оператор развивает собственную антифрод-систему.

Однако разрабатываемые компаниями такого рода решения не являются стопроцентной защитой от спамерских и мошеннических звонков, отмечают специалисты. А опрошенные изданием юристы считают, что оператор не может нести ответственность за действия абонента, если тот самостоятельно передаёт персональные данные третьим лицам. Также неправомерно требовать от оператора возместить украденные средства, ведь человек сам отдал деньги мошенникам.

Для сокращения объёма мошенничества необходимо решение вопроса на уровне государства — через воздействие на банки, операторов связи и информационных посредников, заключили эксперты.