29/01/2024

Крупные банки оценили активность мошенников, направленную против их клиентов в 2023 году. ВТБ и Газпромбанк зафиксировали снижение числа атак мошенников против их клиентов, пишет РБК. Тинькофф Банк и «Лаборатория Каперского» напротив — отмечают их рост, указывая на увеличение доли успешных атак и среднего чека хищений.

В прошлом году ВТБ зафиксировал снижение количества атак мошенников впервые за четыре года. Их число составило 6,5 млн, что на 16% меньше показателей 2022-го. К атакам относятся телефонные звонки, фишинг и т. п. В банке отметили очевидное снижение трафика мошенников к концу года — количество зафиксированных атак в декабре по отношению к январю упало более чем в три раза. Это произошло в том числе благодаря автоматизации, фиксации и отслеживанию мошеннических звонков, последующей блокировке и идентификации злоумышленников. Наиболее активными месяцами по скам-звонкам, на которые пришлось 90% всех действий злоумышленников, были февраль, март и апрель 2023 года. Всего скамеры попытались похитить 10,5 млрд руб. на счетах более 100 тыс. клиентов.

Снижение количества попыток совершения мошеннических операций в абсолютных значениях отметили и в Газпромбанке. При этом увеличились частота достижения мошенниками желаемого результата и средняя сумма похищенных средств за одну операцию.

У Тинькофф Банка выявленные показатели противоположные. В 2023 году Центр экосистемной безопасности «Тинькофф» зафиксировал рост отношения попыток мошенничества к количеству клиентов на 17%. Это связано со спадом мошеннических атак в феврале-марте 2022-го, из-за чего среднегодовые показатели снизились в годовом сравнении.

Также повлияло развитие социальной инженерии — эксперты банка наблюдают бум возникновения финансовых пирамид, лжеброкеров. Мошенники используют новые технологии, в частности нейросети, для того чтобы втереться в доверие, и новые нетипичные сценарии. Остро стоит и проблема с телефонным мошенничеством. «Тинькофф» использует сервис «Нейрощит», систему фрод-мониторинга и другие механизмы. «Нейрощит» сейчас блокирует свыше 27 млн мошеннических и спам-звонков в месяц.

Почта Банк говорит о росте клиентских сообщений о безуспешных попытках мошенничества. Однако «Лаборатория Касперского» не видит снижения числа мошеннических атак на банковских клиентов. Количество фишинговых и скам-ссылок в доменной зоне ru, которые заблокировала компания, увеличилось более чем в пять раз по сравнению с 2022 годом. Телефонное мошенничество остаётся на стабильно высоком уровне, подчеркнули эксперты компании.

В компании F.A.C.C.T. отметили волнообразный график активности мошенников: в начале каждого года наблюдается некоторый спад активности по сравнению с концом предыдущего периода, а пики приходятся во время появления различных инфоповодов, подходящих для мошеннических схем, либо новых инструментов, информации в руках преступников. Как, например, баз данных взломанных ресурсов.

В прошлом году по-прежнему были актуальны схемы с попыткой перехвата удалённого доступа к онлайн-банку, использование фейковых или украденных аккаунтов в мессенджерах и телефонное мошенничество, рассказали отраслевые эксперты. Скамерские схемы стали более целевыми и многоступенчатыми. Помимо традиционных звонков атакующие активно применяли звонки в мессенджерах, подделывая Telegram-профили. Интерес злоумышленников к атакам на клиентов банков не снизился, заключили безопасники.