В издании Slate опубликовали статью ИБ-эксперта и криптографа Брюса Шнайера, в которой затрагивается проблема слежки в эпоху развития ИИ, а также рассказывается об изменениях в этой области в последнее десятилетие.
Шнайер пишет, что раньше кибершпионаж требовал серьёзных временных и финансовых ресурсов: личное наблюдение за человеком, отслеживание его перемещений, встреч и транзакций. Но сегодня даже массовое наблюдение стало обычным делом: гаджеты отслеживают геолокацию, кредитные карты — покупки, мобильные приложения — круг общения, а электронные книги — личные интересы и настроения.
Другими словами, то, что было индивидуальным и «ручным» процессом, стало массовым и автоматизированным. Слежка стала бизнес-моделью всего интернета, и люди не могут просто так отказаться от этого, считает безопасник.
По словам Брюса Шнайера, изменилась сама природа наблюдения — теперь шпионить можно задним числом и без знания конкретной цели, а все собранные данные сохранять и каталогизировать по дате и теме. Сегодня информацию стало возможным «понимать» в массовом порядке. Вместе с этим меняется и поведение пользователей, отмечает автор: люди начинают «самоцензурироваться», что влечёт за собой сдерживающий эффект.
Корпоративный кибершпионаж также продолжит усиливаться с приходом ИИ (и его «продукта» — персонализированной рекламы) в инструментарий маркетологов, добавил эксперт.
В конце материала Шнайер задаётся вопросом, почему собственно кибершпионажу не быть, если общество ничего не сделало, чтобы ограничить массовое слежение и принять строгие правила конфиденциальности данных.