Школьное образование в ближайшие годы может ждать масштабная диджитализация в привязке к новым технологиям искусственного интеллекта и построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры, заявили эксперты Института образования НИУ ВШЭ в обзоре актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет 2030».
Исследователи предполагают, что цифровизация образования в будущем значительно снизит роль школы как социального института. Однако в ближайшее десятилетие этот сценарий не может быть реализован, обращают внимание в ВШЭ.
Значимым трендом и вызовом для системы образования стало появление ИИ, облачных хранилищ больших данных. Это сделает устаревшими определённые форматы обучения. ИИ уже используется для оптимизации обучения на платформах онлайн-курсов, создаются чат-боты — репетиторы и чат-боты, способные написать научный текст.
«ИИ будет использоваться в расширении доступности образования при потребности в переподготовке, наставничестве, персонализации обучения, автоматизации административных задач, оценке работ, разработке новых методических продуктов», — отмечается в докладе. Мировой рынок образовательных продуктов на основе ИИ растёт — по прогнозам Международной финансовой корпорации, он достигнет 10 млрд долларов к 2026 году. Ожидаемый рост составит 45,1% с 2019 года.
Один из главных рисков цифровизации в образовании — это рост образовательного неравенства из-за неравенства в доступе к цифровым технологиям. Развитие технологий поможет сформировать адаптированные под конкретного потребителя продукты. Но в то же время приведёт к необходимости изменения содержания образования и методик преподавания. Несмотря на общее увеличение доступа населения к образованию, высокий уровень образовательного неравенства по-прежнему будет сохраняться, заключили исследователи.
В случае России необходимо учитывать специфику национального контекста и актуальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается отечественное образование. Среди них — необходимость обеспечения технологической независимости, переориентация на новые рынки международного сотрудничества в образовательной и научной сфере.
Сама по себе цифровизация не является полным аналогом и полной заменой системы образования, это всего лишь инструмент, который служит дополнением к процессу обучения, позволяя педагогам повысить его качество, полагают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Технологии развиваются быстрее, чем нормативная база по их использованию. С учётом высокой степени формализации процессов обучения можно предположить, что какие-то инструменты не будут оценены по достоинству, будут внедряться очень медленно или даже попадут под запрет. Диджитализация в образовании должна проходить по двум направлениям — развитие продуктовой базы и подходов, что включает формирование законодательной базы и переобучение преподавателей.
При этом эксперты подчёркивают, что роль школ многогранна и не ограничивается только образовательным процессом. Школа как институт не может быть исключена из жизни общества и тренд диджитализации не должен считаться угрозой существованию образовательных структур. При этом эксперты отмечают, что бесконтрольное и повсеместное привлечение ИИ приведёт к замещению навыков критического мышления, анализа и поиска информации.